Детям о хлебе для ясельной группы. Проект «Хлеб - всему голова». Загадки о хлебе

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Проектная деятельность «Хлеб-батюшка», вторая младшая группа, совместно с родителями Цель: познакомить детей с многообразием хлебобулочных изделий, дать первоначальное представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; совместно с родителями воспитывать у детей бережное отношение к хлебу; формировать у детей положительную оценку к результатам своего и чужого труда. Задачи: Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; Способствовать взаимодействию детей и родителей в изготовлении хлебобулочных изделий; Воспитывать детей в духе взаимодействия при достижении единой цели; Обогащать словарный запас детей. Продукт проекта: выставка хлебобулочных изделий из соленого теста, изготовленных детьми вместе с родителями, фотоальбом «Такой разный хлеб» (фото поделок и рисунков) Сроки проекта: проект рассчитан на 2 недели. 1 этап проекта подготовительный. Содержание деятельности и формы работы с детьми. Беседа с детьми о многообразии хлеба. Чтение художественной литературы о хлебе стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы (дома и в саду). Рассматривание иллюстраций и репродукций известных картин о хлебе. 2 этап проекта этап активной деятельности. Планирование работы Работа с родителями Папка-передвижка с отражением идеи проекта, погружение родителей в проект, Совместная деятельность детей и взрослых Беседа с детьми о пользе хлеба, о том, почему его надо беречь. Попросить Самостоятельная деятельность детей Рисование колобка средствами на выбор Создание развивающей среды Подборка иллюстраций к сказке «Колобок», бумага,

2 список произведений о хлебе для чтения дома (Приложение 1) Посещение с детьми хлебного отдела, рассматривание хлебобулочных изделий (фотографирование) Консультация родителей на тему выставки поделок хлебобулочных изделий из соленого теста, изготовленных совместно в семье, ответы на вопросы и обсуждение предложений Пожелание родителям - расспрашивать дома детей о процессе выращивания зерна, как дети за ним ухаживают Наглядно информировать родителей о времени проведения выставки поделок из соленого теста детей назвать знакомые им виды хлеба. Чтение сказки «Колосок», аппликация с элементами рисования «Колосок» Чтение загадок и стихов о хлебе. Беседа о бережном отношении к хлебу. Чтение отрывка из белорусской сказки «Легкий хлеб» Организуем в группе посадку зерен пшеницы в землю, наблюдаем, поливаем, фотографируем Обогащаем словарный запас детей: проговариваем названия хлебобулочных изделий и соотносим их с картинками. Д/и «Что не правильно?», П/и «Каравай» С/р.и. «Хлебный магазин»: развивать умения принимать на себя роль, вступать в простейшее игровое взаимодействие Рисование колосков, лепка по желанию по теме, Д/и «Что за чем?» (этапы выращивания хлеба) Д/и «Собери хлебушек» (разрезные картинки) Лепка из пластилина хлебных изделий по выбору (пирожок, колобок, бублик, батон, калач, пирог и т.п.) карандаши, фломастеры, краски, кисти, стаканчики Д/и «Что не правильно?», книга со сказкой «Колосок» с яркими иллюстрациями Подготовка атрибутов для С/р.и. «Хлебный магазин», выставка книг с произведениями о хлебе, рассматривание иллюстраций Д/и «Что за чем?», карандаши, фломастеры, краски, пластилин, выставка иллюстраций по теме Д/и «Собери хлебушек», пластилин, клеенки, стеки. 3 этап презентация. Содержание деятельности

3 1. Приглашение родителей на выставку. 2. Оформление места проведения выставки и выкладывание хлебных изделий из соленого теста, изготовленных совместно с родителями дома своими руками. 3. Рассказы детей об изготовлении изделий в семье. 4. Инсценирование с детьми сказки «Колосок» 5. Создание фотоархива выставки. 6. Награждение всех участников проекта (родителей и детей). 7. Родителям раздаются анкеты (Приложение 2) по изучению удовлетворенности родителей, проведенным мероприятием. Приложение 1 Уважаемые родители! Стихи и рассказы о хлебе следует начинать читать детям с раннего детства, приучая их к мысли о том, что хлеб всему голова, самый ключевой продукт в нашей кухне. Прежде всего, произведения о хлебе для детей рассказывают о том, что представляет из себя хлеб, как он возникает, как рождается из зернышка, сколько любви и человеческого труда вкладывается в него. Помимо этого, произведения приучают детей любить хлеб главную пищу русского человека, ценить его, не тратить понапрасну и уже тем более не выкидывать. Отчасти они приучают детей к мысли о том, что хлеб священен, он основа основ нашей культуры и традиции. Самые разные стихи и рассказы о хлебе для детей, в конечном счете, несут в себе единый главный смысл они учат детей любить и уважать хлеб продукт, для создания которого была потрачена масса сил и энергии. Рекомендуем вам читать детям следующие произведения: - Белорусская народная сказка «Лѐгкий хлеб». - Русские народные сказки: «Колобок», «Колосок». - М. Пришвин «Лисичкин хлеб». - Б. Алмазов «Горбушка». - В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом». - С.Я.Маршак «Птицы в пироге», «Пришла весна», «Сентябрь». - Ю.Крутогоров «Дождь из семян». - Загадки о хлебе. - Считалки, пословицы, поговорки о хлебе. Анкета-рефлексия Приложение 2 Уважаемые родители! Нам важно знать Ваше мнение относительно нашего мероприятия. Просим вас объективно оценить нашу работу, ответив на следующие вопросы: 1. Удобное ли время выбрано для организации данного мероприятия? Да Нет

4 предложите свой вариант 2. Что для вас оказалось интересным? Необычная форма проведения Возможность узнать новое предложите свой вариант 3. Что показалось наиболее сложным? Прийти вечером после работы Выполнить с ребенком поделку предложите свой вариант 4. Выберите краткую характеристику мероприятия: Интересно, познавательно Пригодится в будущем Скучно, не хочется участвовать 5. Какие мероприятия (праздники, выставки, конкурсы, акции и др.) на Ваш взгляд следует провести в нашей группе? Благодарим за участие в анкетировании и надеемся на дальнейшее успешное сотрудничество! Приложение 3 Карта самодиагностики педагога по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках конкретного мероприятия Использованы Структура мероприятия методы воспитания детей приемы педагогическ ого воздействия на детей механизмы включения родителей в мероприятие инструментари й включения родителей в мероприятие

5 подготовитель ная часть основная часть практическая часть презентация При самоанализе обратить внимание на следующие моменты: а) подготовка помещения к проведению мероприятия, оборудования и оформление б) убедительность, четкость раскрытия темы проводимого мероприятия в) актуальность выбранной темы г) заинтересованность родителей Фотоархив Визит в хлебный отдел

6 Аппликация с элементами рисования «Колосок» Лепка из пластилина хлебобулочных изделий «Батон»

7 Подготовленные для посадки зерна и земля Наблюдаем за проращиванием зерна (через 4 дня после посадки)

8 Наблюдаем за проращиванием зерна (через 7 дней после посадки) Работа с тестом дома


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 2 «Колосок» Проект «Откуда хлеб пришел» Воспитатель: Курманенко Л. И. Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет

МБДОУ «Детский сад «Радужный» п. Зональная Станция Томского района Тема проекта: «Откуда к нам хлеб пришел?» 2016 г. Продолжительность проекта: 2 недели Тип проекта: исследовательско творческий Участники

Подготовила: воспитатель МБОУ «ЦО - гимназия 30» Коновалова Т.В. ВИД ПРОЕКТА: информационно творческий, коллективный УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшей группы, педагоги, родители ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: краткосрочный.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА Название: «Хлебушек душистый, теплый, золотистый» ФИО руководителя Место работы, должность Группа Предметный раздел Тимакова М.С., Гордикова И.Ф. МБДОУ «д/с «Малышок» Старшая

Проект старшей группы «Путешествие зернышка». Воспитатели Иванова Н.В., Махмутова З.Ф. Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 8 «СОЛНЫШКО» ПРОЕКТ «ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА!» Подготовили Клюева И.Н., воспитатель высшей квалификационной

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с 47 МО г.новороссийска Познавательно-творческий проект «Хлеб всему голова» старшего дошкольного возраста в группе 4 «Радуга» Воспитатели:

1 Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение города Бузулука «Детский сад 21 комбинированного вида» Проект по профориентации «Хлеборобы Оренбуржья» Разработала: Лаптева Н.М. воспитатель

Проект: «Откуда хлеб на стол пришел» Не напрасно народ, С давних пор и поныне - Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова - Забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - В поле, в доме,

МБДОУ «Осинский детский сад 3» Огород на подоконнике (проект) Воспитатель:Береговая Н.А. Актуальность проекта Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование

Проект «Хлеб всему голова». Познавательноисследовательский. Средняя группа. Участники проекта: Воспитатели: Каверова Галина Егоровна Беликова Татьяна Николаевна Жигалкина Татьяна Ивановна Дети родители

Комитет по образованию Администрации г.улан-удэ МБДОУ детский сад 87 «Улыбка» комбинированного вида г.улан-удэ Мини проект «Как колосок стал хлебушком» в средней группе Воспитатель: Павленко Галина Константиновна

Муниципальное дошкольное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 62» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида

Федосова Ирина Викторовна, Акуличева Светлана Анатольевна, Гречухина Надежда Владимировна, Авдоничева Оксана Васильевна, МБДОУ «Детский сад 124», г. Череповец ПРОЕКТ «О ПОЛЕ КОЛОСИСТОМ, О ХЛЕБУШКЕ ДУШИСТОМ»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новоусманского муниципального района Воронежской области «Центр развития ребенка- детский сад «Орленок». ПРОЕКТ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА

Проект в средней группе 9 «Колосок» МАДОУ д/с 78 корпус 3 город Тюмень ул. Ставропольская, 7 Вид проекта: информационноисследовательский Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели) Участники

Проект в подготовительной к школе группе «Солнечные зайчики» «И вправду осень так прекрасна» Подготовила: воспитатель Пяткина Л.В. МБДОУ детский сад 7 п. Уршельский октябрь 2017 г. Вид проекта: Групповой,

Проект «Роль комнатных растений в жизни человека» Автор: Храмкина Н.М., воспитатель МБДОУ 326 Цель проекта: Повышение уровня экологической культуры и знаний старших дошкольников по теме: «Комнатные растения».

МБДОУ «Детский сад «Рябинка» Комбинированного вида Томского района Проект «В гостях у волшебницы осени» Подготовительная группа Воспитатель: Ковязина К.И. Вид проекта: творческо- познавательный. Срок реализации

Только вместе Проектная деятельность «Как хлеб пришёл на стол?» Подготовительная группа «Грибок», дети с нарушением слуха Участники проекта: педагоги, дети 5-7 лет, и их родители Тип проекта: творческий,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 104 «Гуси - лебеди» г Ульяновск ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» Для детей 6-7лет Выполнила Кустова Е. В. Актуальность проекта: в современных

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Незнамовский детский сад «Боровичок» Старооскольского городского округа Белгородской области Воспитатели: Асянова Р.З. Емельянова Л.Н. Хлеб

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН МБДОУ «ДС «СНЕЖИНКА» «Что нам осень принесла» Экологический проект в средней группе дошкольного возраста Подготовил:

План конспект открытого занятия «Хлеб всему голова» Подготовили и провели: воспитатель ГБОУ школа 2093 Д/К 1группа 2 Синюткина Р. В. Дата проведения: 11. 02.2019 г. Место проведения: групповая комната

МБДОУ «Детский сад «Земляничка» п. Саган Нур» Презентация Мини музей проекта «В гости к сказке». «В гости к сказке» Воспитатель Карпова Лариса Валерьевна Проектная деятельность Воспитатель: Карпова Л.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 1 "РОМАШКА" ГОРОДА ФУРМАНОВА Проект в подготовительной группе «Хлеб всему голова» Воспитатель Лобуничева О.Ю. 2018 год Актуальность Являясь

МДОУ комбинированного вида детский сад 6 «Ласточка» г.о. Подольск Познавательно-исследовательский проект «Хлеб-всему голова» Разработала и провела воспитатель старшей группы 5 Каткова Елена Анатольевна

В средней группе 3 КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА Провела воспитатель МДОУ 41 «Золотой петушок» Золотарёва Людмила Николаевна Срок реализации пректа: март 2017 года Продолжительность проекта: 2

МБДОУ детский сад «Малыш» с. Сеченово Проект «Хлеб всему голова» Воспитатель подготовительной логопедической группы Пьянзина О.В. 2014-2015 г Решили уточнить Что дети знают о хлебе Что хотят узнать хлеб

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 9» Проект: Волшебница Осень Тип проекта: творческий Вид проекта: групповой, среднесрочный (сентябрь, октябрь) Возраст

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ СОШ 2035 ДО Проект «Такая разная вода». Разработчики: Воспитатели группы 10СП Агагулян Н. Ф. Виноградова А.Ю. г.москва.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: «Чудо-огород». Тип проекта: исследовательский, социально-значимый, творческий. Продолжительность проекта: Долгосрочный. Сроки реализации проекта: 4 мес. Участники проекта:

Подготовительная логопедическая группа 5 Воспитатели: Шумакова С.М., Попова Р.В. Учитель-логопед Михайлова Е.В. Самое прекрасное слово на земле мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит

Беребнёва Оксана Александровна воспитатель I квалификационной категории «ЦО Ревякинский» структурное подразделение детский сад «Непоседы» ПОЗНАВАТЕЛЬНО ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «ОСЕНЬ, ОСЕНЬ В ГОСТИ ПРОСИМ!»

Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой

ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Для чего нужны нам сказки?» Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает, Сказка

«Хлеб - всему голова» в рамках образовательной области «Познание» (вторая младшая группа, дети 3-4 года) Цель: формирование первичных представлений о рождении хлеба, его ценности. Задачи: формировать первоначальное

Муниципальное бюджетное учреждение детский сад 23 «Волжские капельки» городского округа Тольятти Экологический проект «В царстве камней» в подготовительной логопедической группе Выполнила воспитатель:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 660077

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Спирово Долгосрочный проект средняя группа Тема: «Чудо-огород» Руководитель проекта: Семенова Елена Геннадьевна 2015г. Вид

МДОУ «Приозерский детский сад» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида 9" Проектная деятельность на тему: «Мамочка любимая, самая красивая!» Воспитатель:

МБДОУ «Детский сад 45» Проектная работа Тема: «Становление ценностей здорового образа жизни, через овладение элементарными нормами и правилами в питании» Любовь Леонидовна Филичева Воспитатель первой квалификационной

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 Информационно практический проект «Все работы хороши выбирай на вкус» Воспитатель: Беликова М.В. Ноябрь 2015г Труд становится

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 3 «Сказка» городского округа Власиха. Проект на тему: «Огород, огород - на окошке он растет.» Подготовила воспитатель МДОУ Детский сад 3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД 6 «ЛУКОМОРЬЕ» ПРОЕКТ СТАРШЕЙ ГРУППЫ 2 «УЛЫБКА» «Детям о войне» НЕФТЕЮГАНСК 2017 г.. ПОДГОТОВИЛИ воспитатели

Выполнила: Дрожинская М. М. Воспитатель 2 ой младшей группы 2017г. Вид проекта: Творческо-игровой, краткосрочный. Цель: Знакомство детей с обобщающим понятием «игрушки»; формирование знаний о свойствах,

МКДОУ Бутурлиновский детский сад 10 ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «МУЛЬТЯШКИ», ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТВЕЧЕСТВА «НАША АРМИЯ!» Воспитатели: Шевцова Л.Н. Черненькая И.В. 2018 год. Актуальность Родина, Отечество.

МКДОУ Бутурлиновский детский сад 10 1 младшая группа «Радуга» Подготовили воспитатели: Панченко Л.И. Шевцова Л.Н. Актуальность: Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 42 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара Познавательно творческий проект «В гостях у сказки» (1 младшая группа) Составитель: воспитатель

Календарь ожидания нового года проект в старшей группе воспитатель Тищенко И.П. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта: информационно-творческий. краткосрочный Срок реализации: 1 месяц (декабрь) Участники: дети старшей

Выступление к презентации Мини-проект «Календари» «Развитие инициативности и самостоятельности в процессе реализации проектной деятельности» Современному дошкольному учреждению в условиях высокой динамики

ПРОЕКТ «Наши зеленые друзья» Выполнила: МитюшкинаЕ.А. Выбор темы проекта В начале весны, воспитанник нашей группы, Миша, Принес маленький отросток зигокактуса или декабриста. Дети тут же окружили его и

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРИВКОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ДЕТСКИЙ САД» Социальный проект «35 ти летний юбилей школы - сада» 2015 год Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кривковская

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОГИМНАЗИЯ «СКАЗКА» Краткосрочный исследовательско - творческий проект: «Мама- главное слово в каждой

Проект «Книжкина неделя» для детей старшей группы Продолжительность проекта: краткосрочный. Тип проекта: познавательно-речевой. Участники проекта: дети старшей группы, их родители и воспитатель группы.

Экологический проект «Цветы вокруг нас» Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории в старшей группе Ястребова Н.Н. Актуальность проекта Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 94 «Солнышко» г. Твери Образовательные области: Познавательное развитие Речевое развитие Художественно эстетическое развитие Социально коммуникативное

Проект «Русская народная игрушка матрёшка» Выполнил преподаватель изобразительной деятельности МКДОУ детский сад «Теремок» г. Купино Бойко Марина Геннадьевна. Высшей квалификационной категории "Мы уверены

ООД: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ (КУБАНОВЕДЕНИЕ)

ТЕМА: «Хлеб – всему голова»

Цели и задачи:

Формирование представления о том как появляется хлеб.

Обогащение словаря: хлебосольный.

Воспитывать чувство уважения к труженикам Кубани, прививать чувство гордости за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб, благодарность за труд хлеборобов.

Материал:

колосья пшеницы (сухие), альбомы с изображением пшеничных полей, репродукции картин; муляжи хлебных изделий, изготовленные из соленого теста.

Ход занятия:

Предварительная работа : чтение сказки «Колосок», рассказ и беседа воспитателя о появлении земледелия на Кубани, о том, что хлеб являлся основ ным продуктом питания . Разучивание стихотворений и пословиц о хлебе. Рассматривание картины «Уборка урожая».

Ход занятия:

Воспитатель заходит в группу с караваем на рушнике. Звучит фонограмма кубанской народной песни «Хлеб всему голова». (В исполнении Кубанского казачьего хора)
Воспитатель:

Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился.
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
И пришел на стол к нам
хлебом.
Вот и я, ребята, пришла не с пустыми руками, принесла каравай. Сегодня мы с вами поговорим и вспомним, какой долгий путь проделал хлеб, чтобы в наше время оказаться на наших столах.
Рассказала я вам стихотворение, кто мне ответит, о чем в нем говорилось?
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно, о хлебе. Ведь хлеб – это основное богатство нашего края. Кто нам напомнит, как называют называют наш край?
Ответы детей.
Воспитатель
: Верно, Кубань! Великий край Казаков! А еще его часто называют хлебным краем . Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
(если есть правильные варианты, педагог продолжает, а если нет - сам сообщает правильный ответ)
Воспитатель:
в давние времена дорогих гостей встречали хлебом да солью, а не печеньем и конфетами... Поэтому и появилось слово «хлебосольный». Помните, это слово встречалось нам в стихотворении?
Хоровое чтение стихотворения:

Здравствуй, наша Кубань,
Тополиный край.
Хлебом да солью,
Светлой любовью
В гости друзей встречай.

Воспитатель:
Много лет назад главным трудом кубанских казаков было возделывание земли. Хлеб был самой важной едой на столе, без него было не прожить. Хлеб пекли из теста, в русской печи, в каждой хате казака была русская печь (Показ иллюстрации).

Физминутка: «Месим тесто» или «Я пеку, пеку, пеку...»

Тяжелым занятием было выращивание пшеницы, из которой мололи муку. Казаки пахали землю, помогала лошадь (Показ иллюстрации). Затем сеяли зерна пшеницы (рассматривание колоска и зерен). Тот кто сеял, надевал большое лукошко с ремнем через плечо, в лукошко насыпал зерно и вручную разбрасывал зерна в землю по сторонам. (Рассматривание картины «Посевная»)
Воспитатель предлагает детям показать (сымитировать) движения сеяльщика, как на картинке.

Воспитатель: ну, вот пшеницу и посеяли, а что потом?

Ответ ребенка.

Воспитатель: И когда хлеб будет готов, пригласим гостей и угостим их хлебом и ….? (дети подсказывают), а за это нас тоже будут называть: Хлебо сольными (дети досказывают)

Завершается занятие песней «Хлеб всему голова».

Экологический, познавательно – исследовательский проект «Хлеб всему голова!» для детей старшего дошкольного возраста


Мельникова Валентина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, город Москва, ЗАО, ГБОУ Школа № 1238 с углубленным изучением английского языка, дошкольное отделение.
Описание: Данный материал будет полезен педагогам, родителям с целью увеличения знаний у детей и взрослых о значении хлеба в жизни человека; приобщении детей и взрослых к бережному отношению к хлебу, а также в организации мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта: В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь пойдет о хлебе. Я часто прошу сына, зайди, купи хлеба; в детстве я своим детям говорила, ешьте с хлебом!
Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка!
В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку.
Моя мама родилась в деревне, и детство ее пришлось на военные годы. Она нам рассказывала, что самое огромное желание было, съесть большой кусок черного хлеба!
С детских лет нас учили, бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству. Так откуда же берется хлеб? Может быть, булки растут на дереве? С помощью экологического проекта мы это узнаем!


Назначение проекта: проект призван обратить внимание детей, какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе; проект призван воспитывать бережное отношение к хлебу и труду хлебороба.
Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи:
Образовательные:
изучить историю возникновения хлеба;
познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Развивающие:
развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
воспитывать желание делиться полученными знаниями.

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, коллеги.
Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: среднесрочный (30 дней).
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека; книги со сказками, книжки - панорамы, раскраски; дидактические игры; пазлы по теме; художественные альбомы и иллюстрации по теме.


Предварительная работа:
Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях.
Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео-материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта.
Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.

Народный календарь: основные земледельческие даты –
по старому стилю (апрель, май, июнь).

Степан-равнопашец (26 апреля) - начало вспашки полей под посев яровых хлебов.
Еремей-запрягальник (1 мая) - крестьяне начинают вспашку и засев полей яровым хлебом.
Орина-рассадница (5 мая) - время посева капусты.
Никола травной (вешной, весенний) (9 мая) - как правило, к этому времени появляется первая трава - весна в самом разгаре.
Лукерья-комарница (13 мая) - к середине мая в средней полосе России появляются комары.
Сидор северный (14 мая) - обычно в это время начинают дуть северные ветры, примерно на две недели в России холодает.
Олена-леносевка (21 мая) - время начала посева льна.
Федосия-колосеница (29 мая) - колос идет в озимый хлеб.
Еремий-распрягальник (31 мая) - конец посева яровых хлебов. Крестьяне выпрягают волов и лошадей из рабочего ярма.
Акулина-сдерихвостка (13 июня) - в этот период в средней полосе России появляются мошки, комары, оводы, пауки и другие насекомые, которые беспокоят людей и скот. Животные часто бегают по полю и хлещут себя хвостом, отмахиваясь от вредителей.
Аграфена-купальница (23 июня) - начало купального сезона на Руси, вода к этому времени прогревается.


Ожидаемый результат:
формирование у детей представления о ценности хлеба;
получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
воспитание интереса к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.

Методы исследования:
сбор информации;
беседы;
наблюдения;
опытно – экспериментальная деятельность;
анализ.

Взаимодействие с родителями:
Предложить детям вместе с родителями выучить стихи, приметы, пословицы и поговорки о хлебе.
Совместно с семьями составить кулинарную книгу «Старинные рецепты наших бабушек».
Совместная викторина с родителями: «Умники и умницы».
Чаепитие с семьями (с домашней выпечкой).
Выпуск стенгазеты «Хлеб - наше богатство!».

Интегрируемые образовательные области:

Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно-эстетическое развитие.

Познавательное развитие:
Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел»;
«Кто такой хлебороб»,
«Хлеб всему голова!»
«Какой бывает хлеб»;
«Как испечь хлеб в домашних условиях»;
«Хлеб – наше богатство!»


Рассматривание иллюстраций и репродукций:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь московская», С.А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».

Просмотр документальных фильмов:
«История про хлеб»;
«По секрету всему свету. Как получается хлеб»;
«Как печется хлеб!» Передача для детей «АБВГДейка».

Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка;
«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена;
«Колобок» русская народная сказка;
«Хлеб» белорусская сказка;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка.

Знакомство с профессиями:
Агроном;
Комбайнер;
Пекарь;
Кондитер;
Продавец.



Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;
Опытно – экспериментальная деятельность:
Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Замешивание теста и выпекание хлеба в электро-хлебопечке (с помощью родителей).

Речевое развитие:




Чтение художественной литературы о хлебе:
Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; «Колобок» (См. приложение 3)
В. Дацкевич «От зерна до каравая»;
К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»;
В. Ремизов «Хлебный голос»;
Я. Аким «Хлеб»;
Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»;
Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
И. Токмакова «Что такое хлеб»;
Н. Самкова «О хлебе»;
П. Коганов «Хлеб - наше богатство»;
Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе (См. приложение 1, 2)


Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»;
«Магазин»;
«Булочная»;
«Кулинария».

Дидактические игры:
«Назови профессию»;
«Что, где растет»;
«Что из какой муки испекли?»;
«Четвертый лишний»;
«От зерна до каравая»;
«Что сначала, что потом»;
«Превращения»;
«Чудесный мешочек»;
«А какой он, хлеб?»;
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
«Угадай на вкус»;
«Угадай на ощупь»;
«Из чего сварили кашу?»;
«Как превратить муку в тесто?»;
«Назови ласково».

Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:


рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;
лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевой игры «Булочная»;
составление картин из манной крупы;
изображение хлебных полей; людей, выращивающих хлеб.

НОД:
«Откуда к нам приходит хлеб»;
«Хлеб – всему голова»;
Составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»;
Беседа: «Кем бы ты хотел стать?» (профессии хлебороба, пекаря…).

Рассказ по картинкам:

Как в старину люди выращивали хлеб?!








Взаимодействие с родителями
Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
Изготовление групповой кулинарной книги «Рецепты наших бабушек».
Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).
Театрализация русской народной сказки «Колосок».

Этапы экологического, познавательно – исследовательского проекта:

1. Подготовительный этап:
определение объектов изучения;
подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы;
подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе.
2. Основной этап:
посадка семян, выращивание рассады;
ведение наблюдений и фиксация их в альбоме;
получение муки из зерна;
изучение свойств муки, теста.
3. Заключительный этап:
обобщение результатов работы;
оформление экспозиции поделок из теста;
инсценировка русской народной сказки «Колосок»;
проведение фольклорного праздника «Хлеб – всему голова!»

В своей работе мы опирались на следующие принципы:
единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания детей;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
дифференцированный подход к каждой семье;
уважение и доброжелательность друг к другу;
открытость дошкольного учреждения для родителей;
равноправие и ответственность родителей и воспитателей ДО.

Инновационные формы и методы работы с семьей:
Родительская гостиная на тему: «Как испечь хлеб в домашних условиях?»;
Тематическая выставка рисунков и поделок «Хлеб всему голова»;
Тематическое открытое занятие «Откуда к нам приходит хлеб» (для просмотра родителями);
Конкурс на лучшую поделку: ширму, стенгазету, книжку-малышку «О хлебе».

Формы работы:
Дидактические игры.
Музыкальные занятия.
Рассказы воспитателя о хлебе и хлебопашцах.
Организация тематических досугов и развлечений.
Беседы-диалоги.
Чтение детской литературы по теме.
Показ представлений по теме.

Предполагаемый результат:
Реализация проекта способствует:
- формированию экологических представлений у дошкольников о ценности хлеба;
- получению знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- воспитанию интереса к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
- формированию бережного отношения у детей и взрослых к хлебу.

Список используемой литературы:
1. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
2. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
3. Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм
Интернетресурс:
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Приложение 1
Загадки, скороговорки, чистоговорки,
пословицы, поговорки, приметы о хлебе.


Загадки о хлебе:
1. Был крупинкой золотой, стал зеленою стрелой.
Солнце летнее светило, и стрелу позолотило. Что за стрела? (колос).
2. Какое море за селом волнует ветерок?
В нем волны можно собирать, укладывать в мешок (поле).
3. Сто братьев в одну избушку сомкнулись ночевать (зерна в колосе).
4. Загадаю загадку: заброшу за грядку, в год пущу, в другой выпущу (озимь).
5. В землю крошки, из земли - лепешки (пшеница).
6. Мнут и катают, в печи закаляют,
А потом за столом нарезают ножом (хлеб).
7. Тарелка супа меж локтями, а он в руках у всех ломтями,
Без него, как видно, не вкусно и не сытно (хлеб).
8. Есть такие слова: «Он всему голова»
9. Хрустящей корочкой одет, мягкий черный, белый (хлеб).
10. Мы ржаные Кирпичи в жаркой испекли печи,
На машину загрузили - покупайте в магазине (хлеб).
11. На одном большом заводе, он - и не кирпичный вроде,
В огнедышащей печи выпекают кирпичи.
Я кирпич купил в обед, ведь к обеду нужен (хлеб).
12. Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок!
В землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких как я, будет целая семья (зернышко).
13. Одно бросил - целую горсть взял (зерно).
14. В долг зерно возьмет - каравай вернет (хлебное поле).
15. Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнешь его в ладони – золотым зерном набит (колос).
16. Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан, а не поясом,
Не поднимешь - так и не встанет (сноп).
17. Косою острой скошено, горой высокой сложено (сено).
18. Парикмахер необычный гладко чуб стрижет пшеничный,
И лежат за ним вразброс копны золотых волос (комбайн).
19. Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос).
20. Зубья ходят, гребни машут, жатки по полю бегут,
Как мальчишку под машинку, поле наголо стригут (жатва).
21. Зубья имеют, а зубной боли не знают (грабли).
22. Зимой - бело, весной - черно,
Летом - зелено, осенью – стрижено (поле).


Скороговорки и чистоговорки о хлебе:
Хорош пирожок - внутри творожок.
Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Женя - жница в поле, жнет она пшеницу.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.


Пословицы и поговорки о хлебе:
Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
Хлеб - всему голова.
Будет хлеб, будет и обед.
Пот на спине, так и хлеб на столе.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Хлеб - дар божий, отец, кормилец.
Черная земля дает белый хлеб.
И обед - не обед, коли вдоволь хлеба нет.
Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
Покуда есть хлеб, да вода - все человеку не беда.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Без хлеба и медом сыт не будешь.
Всякий хлеб ест, да не всякий его сеет.
Без соли стол кривой.
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.
Вода вымоет, хлеб выкормит.
Голодной куме все хлеб на уме.
Горькая работа, зато сладок хлеб.
Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так везде тоска.
Как хлеба кусок, так разинул роток.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Лиха беда хлеб нажить, а с хлебом можно жить.
Ржаной хлебушко - калачу дедушка.
Рыба не хлеб, сыт не будешь.
Свой хлеб сытнее.
Свой хлеб хоть ночью ешь.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Умный детина: знает, что хлеб - не мякина.
Хлеб - батюшка, вода - матушка.
Хлеб в пути - не тягость.
Хлеб в человеке - воин.
Хлеб вскормит, вода вспоит.
Хлеб да вода - молодецкая еда.
Хлеб да вода - то наша дворянская еда.
Хлеб дорогой, да не дороже нас с тобой.
Ешь пироги, а хлеб вперед береги!
За хлебом-солью всякая шутка хороша.
И пес перед хлебом смиряется.


Приметы о хлебе:
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: «Добро сеять при полном месяце!»
Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном.
Если солнышко закатилось – «не починай новой ковриги», а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок.
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Приложение 2
Стихи о хлебе


Т. Лаврова
Из чего печется хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печется из муки,
Что дают нам колоски.

Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Черный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!

До чего же вкусен хлеб,
Хлеб водой запил - обед,
А на ужин две горбушки
С молоком по полной кружке,
Что осталось, все в ладошку,
Птицам кинуть на дорожку.

А. Малахова
Есть такие слова:
«Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет,
Очень Мягкий белый ХЛЕБ.

Я. Коваль
На столе краюшка хлеба
Мягкого, душистого,
Сверху корочка хрустит
Цвета золотистого.
Если ломоть мы отрежем,
И намажем маслом свежим,
То получим бутерброд
И отправим прямо в рот.

А. Гришин
Вам и расскажут, и в книгах прочтете:
Хлеб наш насущный всегда был в почете.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам-умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.

С. Мельников
Золотистую пшеницу
Жернова сотрут в мучицу.
Из муки замесим тесто –
В формочках в печи ей место.
Подрумянился, окреп
В жаркой печке вкусный хлеб.

Г. Стеценко
С белым хлебом положили
Черный хлеб мне на обед.
Удивить меня решили?
Черный? В чем его секрет?
Видно, пекарь с неохотой
Пек и хлеб в печи забыл?
Или же перед работой
Чисто руки не помыл?
Мама тут же объяснила,
Что мука ржаная есть:
«Черный хлеб прибавит силы».
Съел. И завтра буду есть!

И. Коньков
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это - наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.
Можно с медом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.
Пироги же - хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят все со сдобой
И с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят -
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье -
То, что мама испечет,
Для детишек объеденье,
Разевай по шире рот!

Н. Детская
Я сегодня хлеб не ел,
В лупу на него смотрел.
Весь он в дырочках узорных…
В ямках – белый, в ямках – черный.
Посмотрю в бараночке,
В булке тоже – ямочки.
Я у бабушки спросил:
- И пирог дырявым был?
Засмеялась бабушка:
- И блины-оладушки!
Что же это за секрет?
Надо в тесто посмотреть.
Мама тесто замесила,
Набирало тесто силу!
Круглой шапкой поднялось,
Разрослось и расползлось.
Край из миски выпадал…
Кто же вверх его толкал?
- Мама, в лупу посмотри!
Выползают пузыри!
Что же прячут пузыри?
Воздух! Он у них внутри.
Вот откуда в хлебе ямки,
Вот откуда в хлебе дырки!
Потому что там, внутри,
Пузыри-богатыри!

Приложение 3
Русская народная сказка «Колосок»




Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашел! Прибежали мышата и говорят:
- Нужно его обмолотить.
- А кто будет молотить? - спросил петушок.
- Только не я! - петух петушок с метлой закричал один. - Только не я! - закричал другой.
- Ладно, - сказал петушок, - я обмолочу. И принялся за работу.
А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул:
- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил! Прибежали мышата и запищали в один голос:- Теперь нужно зерно на мельницу отнести, муки намолоть.
- А кто понесет? - спросил петушок.
- Только не я! - закричал Круть.
- Только не я! - закричал Верть.
- Ладно, - сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовет мышат:
- Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
- Аи да петушок! Аи да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
- Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять свое:
- Только не я! - запищал Круть.
- Только не я! - запищал Верть. Подумал, подумал петушок и говорит:
- Видно, мне придется.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь натопилась, посадил в нее пироги.
Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
- Ох и проголодался я! - пищит Круть.
- Ох и есть мне хочется! - пищит Верть. Скорее сели за стол. А петушок им говорит:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашел колосок?
- Ты нашел! - громко запищали мышата.
- А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.
- Ты обмолотил! - потише сказали оба.
- А кто зерно на мельницу носил?
- Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.
- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пек?
- Все ты, все ты, - чуть слышно пропищали мышата.
- А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!
КОНЕЦ

Приложение 4

Старинные рецепты выпечки хлеба и хлебобулочных изделий




Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: февраль - март.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Актуальность: Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб (анкета), и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Цель: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Задачи:

  • расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
  • показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Разработка проекта:

Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

Ожидаемые результаты:

Сформировать у детей представления о ценности хлеба;

Получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

Воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

Воспитывать бережное отношения к хлебу.

Методы исследования:

Сбор информации;

Наблюдения;

Экскурсия;

Эксперимент

Интегрируемые области:

Коммуникация;

Чтение художественной литературы;

Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация);

Познание;

Социализация.

Коммуникативная:

Беседы:

«Как хлеб на стол пришел»;

«Какой бывает хлеб»;

«Как испечь хлеб дома»;

«Берегите хлеб».

Проговаривание скороговорок о хлебе

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок

Саша любит сушки, Соня - ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Чтение художественной литературы о хлебе.

Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе»,П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:

Будет хлеб, будет и обед

Пот на спине, так и хлеб на столе

Без соли невкусно, а без хлеба несытно

Хлеб- дар божий, отец, кормилец.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош

Покуда есть хлеб, да вода- все не беда

Без хлеба всё приестся

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь

Без хлеба и мёдом сыт не будешь

Без хлеба и у воды жить худо.

Приметы о хлебе:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация):

1. Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.

2. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.

3. Составление узоров и рисунков из круп.

Познание

Наблюдения и рассматривание альбомов;

Подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

Репродукций картин русских художников на заданную тему;

Просмотр диафильма «От зерна до каравая». Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.

Социализация

Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная», «Кулинария».

Дидактические игры:

«Что из какой муки испекли»;

«Что сначала, что потом»;

«А какой он, хлеб»;

«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

«Назови профессию».

Исследовательская деятельность

Посещение мини-музея, экскурсия на хлебозавод, в пекарню. Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Опытно – экспериментальная деятельность :

Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).

Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (хлебопечка).

- Взаимодействие с родителями

1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

2. Выпуск газеты «Хлеб - наше богатство».

3. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».

4. Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).

5. Театрализация русской народной сказки «Колосок».

Поделиться: