Ребенок не хочет заниматься. Девять причин, почему ребенок не хочет есть Почему ребенок 5 лет не хочет заниматься

Вопрос «когда начинать подготовительные занятия к школе» мучает большинство родителей. Психологи дают на него исчерпывающий ответ: когда ребенок будет готов. Главное, что нужно помнить - нельзя вызывать негативные ассоциации с учебным процессом. Как построить обучение малыша, чтобы и юному ученику и родителям было комфортно? Об этом и будет наша статья.

Почему ребенок не хочет заниматься подготовкой к школе?

Психологи и родители выделяют три основных причин, почему ребенок не хочет заниматься подготовкой к школе:

  • Не пришло время . Ребенок психологически не готов к занятиям. Если в этот период родители настоят на своем и начнут принуждать учиться, то это вызовет лишь протест. Карточки, книжки и прочие атрибуты превратятся во врагов. Впоследствии изменить отношение ребенка будет крайне сложно.
  • Неверно выбранная форма занятий . Многие детки к 6 годам еще не наигрались. Им не хочется тратить время на скучные занятия. Поэтому есть смысл подстроиться под ребенка и выбирать такие методы обучения, чтобы вызвать у него интерес.
  • Психологическая травма . И родители, и психологи приводят много примеров, когда ребенок после нескольких занятий перестает проявлять интерес и все упорнее отказывается посещать уроки в развивающем центре или подготовительные курсы в школе. Что-то не получается и он чувствует себя хуже других, от этого появляется нежелание продолжать.
  • Правильно выбранное время для занятий

Понаблюдайте за ребенком, когда он более расположен получать знания. Некоторые дети более активны с утра, некоторые, наоборот, вечером охотнее занимаются, играют. Можно попробовать позаниматься сначала до обеда, на следующий день после обеда и посмотреть, когда ребенок лучше справляется. Также следует учитывать общее состояние ребенка, может, он себя неважно чувствует или же его что-то беспокоит.

  • Учеба как ритуал

Наша жизнь состоит из ритуалов: чистить зубы, мыть руки перед едой и прочее, учебный процесс также должен стать ее неотъемлемой частью. Тогда ребенок будет знать, что это хорошо и правильно, что учеба приносит пользу. Ведь мама ничего плохого ему не желает, что она заботится о нем и его будущем. Также как мы моем руки, чтобы не заболеть, мы учимся, чтобы быть успешными.

  • Последовательность имеет значение

Начинайте с простого, постепенно усложняя задачи. Ведь, если сразу справился хорошо, появляется желание закрепить успех и еще одну задачу сделать на отлично. Таким образом, не формируется комплекс неудачника.

Ребенок, окрыленный успехами, хочет снова и снова пробовать свои силы.

  • Кнут или пряник, что выбрать?

Нужно ли поощрять за успехи и наказывать за лень, или же не стоит акцентировать внимание на неудачах? В таком раннем возрасте не рекомендуется наказывать, принуждать или же «шантажировать». Пряник, безусловно, нужен. Нужна награда. Ведь малыш не понимает пока, какая ему польза от не очень веселых, и порой, нежеланных уроков. А небольшое вознаграждение за работу его порадует. Лучше, если это будет также связано с его обучением. Например: можно отправиться в зоопарк или же попрыгать на батутах, покататься с горки на санках зимой и многое другое.

  • Занятия как лучшая привычка

Так же, как мы приучаем младенца постепенно в одно и то же время, стоит приучать учиться. Наше тело запоминает определенную последовательность действий. И через какое-то время начинает напоминать о них. Так, привыкшие заниматься спортом, начинают себя плохо чувствовать без тренировок. И мозг ребенка со временем адаптируется и будет требовать знаний.

  • Проводим мини-уроки на прогулке

Наиболее эффективная форма занятий, малыш всем интересуется, рассматривает деревья и птичек, лучше запоминает информацию. Расскажите, почему дерево летом зеленое, а зимой голое, посчитайте веточки, обратите внимание, сколько крылышек у птички или спойте вместе с ними песенку. Вспомните, кто живет в лесу, а какие животные живут дома.

  • Подбираем учебный материал

Также очень важный аспект – от правильного выбора зависит энтузиазм ученика. Не каждая книжка вызывает .

Не в любой тетрадке захочется рисовать. Попробуйте зайти с ребенком в магазин, предложите ему самому выбрать. Пусть он почувствует себя взрослым, поймет, что его мнение и решение важны для вас. Тогда он пойдет навстречу. Пусть в первый раз он выберет то, что интересно ему, пусть это будут яркие раскраски, буквари с красочными рисунками, пропись со звездными войнами. Впоследствии вы сможете их дополнить более содержательными пособиями и карточками.

  • Учимся на примерах

Обратите внимание, что дети очень быстро запоминают то, что говорят или делают родители, не обращаясь к ребенку. Просто: дела по дому или же телефонный разговор мамы с подругой. Пусть ребенок видит, что мама или папа тоже учится, читает книги, решает примеры, разгадывает кроссворды.

Ведь то, что делают взрослые всегда интереснее, чем детские занятия.

  • Всегда положительные эмоции

Малыш должен быть уверен, что его любят не за то, что он занимается. Он сам по себе достоин восхищения. А интересные знания и радость от выполненной задачи это просто здорово, а не потому, что «мама велела».

  • Попросите о помощи

Если же вам кажется, что у ребенка какие-то трудности, обратитесь к психологу. Пообщавшись с малышом и выполнив вместе несколько несложных тестов, специалист разъяснить ситуацию. Либо развеет все ваши сомнения, либо предложит программу занятий, чтобы скорректировать имеющиеся проблемы.

Вот основные советы, которые рекомендуют психологи. Но в любом случае нельзя возлагать на ребенка реализацию родительских амбиций. Детская душа ранима и заслуживает крайне бережного отношения. Спрашивайте своего ребенка, разговаривайте с ним, слушайте его.

Ребенок с самого раннего возраста должен чувствовать защиту и поддержку со стороны родителей. Он хочет знать, чтобы не случилось, вы будете на его стороне и не дадите в обиду.

Не слушайте родственников и доброжелателей, которые твердят, что ребенок должен знать и уметь, как должен себя вести и какими достоинствами обладать. Ваш ребенок - самое лучшее и дорогое существо.

Единственная задача родителей - сделать его счастливым.

У маленьких детей во время взросления происходит становление характера. И очень часто этот процесс проявляется непослушанием взрослым. Поэтому вопрос, почему ребенок перестает слушаться родителей, и что делать, очень актуальный. Наиболее острые периоды неповиновения взрослым отмечаются приблизительно в пятилетнем возрасте, когда малыш понимает, что своим поведением может влиять на них. Капризы пятилетнего ребенка не следует связывать с какими-либо обязательными возрастными факторами. Нужно просто правильно скорректировать свое поведения, выяснив причины детского непослушания.

Причины детского непослушания

Когда пятилетний малыш начинает проявлять характер, и перестает слушаться взрослых, то всегда для этого есть определенные причины. Но при этом, согласно утверждениям психологов, никакого кризиса пятилетнего возраста не существует. В большинстве случаев непослушание дитя напрямую связано с неправильным поведением взрослых. Кроме того, если ребенок не слушается, то это может быть также связано с его внутренними переживаниями и состоянием здоровья.

Самой частой причиной непослушания детей 5 лет может быть недостаток внимания со стороны взрослых. С самого рождения дети на подсознательном уровне пытаются привлечь к себе внимание самых близких людей. Но только в пятилетнем возрасте у малыша начинает формироваться понимание того, что для родителей он является самым главным в жизни. И для собственного утверждения маленький член семьи может использовать любые способы, в том числе и капризы по любому поводу.

Как правило, каждый конкретный ребенок интуитивно чувствует, как и чем можно привлечь внимание взрослых. Но, чаще всего, самым простым способом является непослушание. Малышу настолько требуется внимание взрослых, что он стремится получить его, даже через негативное отношение к себе. Стремление привлечь к себе внимание любыми способами может появиться в том случае, если на свои просьбы поиграть с ним, он постоянно слышит фразы типа: «Мне некогда» или «Подожди». Недостаток общения приводит к тому, что ребенок переходит в категорию «трудных» детей, так как начинает делать все вопреки указаниям взрослых. Ведь по его детскому пониманию только в этом случае, они способны бросить все и броситься к малышу, начав воспитывать его.

Среди других причин, которыми можно объяснить, почему пятилетнее чадо перестает слушаться, психологи выделяют следующее:

  • Самоутверждение малыша. Этим фактором можно объяснит непослушание детей из благополучных семей, которые не обделены родительским вниманием. Ребенок не слушается, потому что он на подсознательном уровне сопротивляется строгому контролю взрослых за каждым его шагом.
  • Месть за какую-либо серьезную обиду. В этом случае непослушание может быть связано, как с несправедливым наказанием за поступок, который дитя не совершало, так и за невыполненное обещание.
  • Потеря веры в себя. Как правило, малыш начинает действовать наперекор взрослым, когда они часто ругают его и выбирают для этого плохие слова, к примеру: «Дырявые руки» или «дурная голова». В этом случае чадо теряет веру в себя и становится закомплексованным, а на уровне подсознания перестает слушаться взрослых.

Как заставить пятилетнего ребенка слушаться

Разобравшись с тем, почему пятилетний малыш не слушается, следует обязательно постараться, как можно быстрее, изменить ситуацию. То есть, ребенка нужно заставить поступать так, как говорят взрослые, но при этом кричать и наказывать его категорически нельзя. Если вы решили, что причиной непослушания стал недостаток общения с вами, нужно постараться сделать так, чтобы малыш перестал чувствовать себя не нужным.

Даже, если вы очень занятой человек, договоритесь с малышом, что каждый вечер вы будете с ним общаться на любые интересные ему темы или играть хотя бы в течение получаса. Когда вы будете делать это регулярно, то этого уже будет достаточно, чтобы чадо в 5 лет осознало, насколько оно важно для родителей. Следует помнить, что любое данное обещание нужно обязательно выполнять, ведь ребенок в таком возрасте не поймет никаких откладываний общения с родными людьми «на потом» и затаит в душе обиду.

Искреннего послушания пятилетнего чада можно добиться только на основе доверительных отношений. Малыш должен понимать, что он может задавать любые вопросы в процессе общения и получать ответы на них, не опасаясь вызвать раздражения. По мнению психологов, восстановить утерянный психологический контакт помогает физический контакт с дитем. Нужно стараться, как можно чаще прикасаться к нему, ведь этим способом можно передать то, что вы очень заинтересованы в нем. К примеру, каждый раз, когда вы просите малыша 5 лет о чем-либо, нужно подойти к нему и приобнять.

Если вы поняли то, что ребенок не слушается, поскольку избалован вниманием всех членов семьи и, таким образом, выражает свой протест, нужно предоставить ему больше свободы. Может быть, нужно чаще делать так, чтобы он выполнял определенные задания в одиночестве и после этого делился результатами выполненной работы с взрослыми. Уместной и очень действенной в таких случаях будет фраза: «Какой ты молодец, что справился сам». Кроме того, нужно давать понять малышу, что он является равноправным членом семьи и к его мнению все готовы прислушаться. По любому поводу нужно, как можно чаще задавать такой вопрос: «Как ты думаешь, как лучше поступить?»

Если протест вашего чада в виде непослушания возник на фоне незаслуженного наказания или невыполненного обещания, то наказывать ребенка или ругать его ни в коем случае нельзя. Даже если заставить его раскаяться, то он затаит обиду в душе, что в скором времени снова приведет к тому, что малыш перестанет слушаться. Более того, таким образом, родители сами подталкивают своего кроху к тому, что он начинает вести двойную жизнь. Чадо будет просто поджидать удобного случая, чтобы снова поступить наперекор, по-своему отомстив за незаслуженную обиду.

Что нужно предпринять в таких случаях, следует решать индивидуально в зависимости от сложившейся ситуации. Безусловно, вряд ли, следует явно просить прощения у крохи за свое поведение, даже если вы были неправы. Пожалуй, оптимальным способом решения проблемы будет такое поведение, которое позволит малышу забыть свои обиды. Можно постараться, почаще просить свое чадо, что-то сделать для вас. И при этом обязательно нужно не забывать его каждый раз благодарить за оказанную услугу. Теплые слова заставят малыша поверить в то, то родители его очень любят, и он быстрее забудет нанесенные ему обиды.

Что нельзя делать, когда ребенок не слушается

С непослушанием детей в 5 лет сталкиваются все родители, даже в случае, когда они стремятся уделять максимум внимания малышу и прислушиваются к советам психологов. Поэтому важно не только понимать, почему не слушается малыш, но и знать, чего не нужно делать. Прежде всего, ни в коем случае нельзя договариваться с ребенком о том, чтобы он слушался, используя подкуп в виде игрушек и сладостей. Абсолютно антивоспитательной и неправильной является фраза: «Если не будешь слушаться, то я не куплю тебе…». Кроме того, также нельзя:

  • Пугать малыша чем-либо или кем-либо, в случае его непослушания. Это может расшатать психику дитя, находящуюся в стадии становления.
  • Показывать крохе собственное бессилие, которое может выражаться приказными поступками типа: «Немедленно и сейчас».

Также следует помнить, что нельзя наказывать свое чадо даже за самые плохие проступки в следующих случаях:

  • когда малыш кушает;
  • если в доме находятся посторонние люди;
  • сразу после просыпания;
  • во время игры, когда малыш сильно увлечен;
  • когда кроха выражает желание вам помочь.

Непослушание детей может выражаться по-разному. Но при этом психологи утверждают, что ребенок 5 лет, чаще всего, не слушается, когда дело касается выполнения определенных указаний. В каждый такой ситуации взрослый человек может обойти непослушание крохи очень разумным способом, не заостряя на этом внимание.

Очень часто пятилетний малыш, после того, как его уложили спать, встает с кровати, не реагируя на просьбы взрослых. Вместо того чтобы повышать голос, пугать чадо чем-либо, можно просто сказать ему перед тем, как укладывать спать: «Я надеюсь, что ты меня послушаешь, и больше не будешь вставать с кровати».

Иногда протест ребенка выражается в том, что он отказывается кушать приготовленную вами еду, и заставить его это сделать очень трудно. Во всяком случае, угрозы по поводу того, что малышу не позволят встать из-за стола, пока он не доест, вряд ли подействуют. Такое поведение может вызвать только слезы и истерику. Более действенно в этом случае будет напомнить ему о том, что после ужина не будет больше никаких перекусов, даже когда он проголодается, поэтому лучше съесть все.

Довольно часто дети в 5 лет стремятся выразить свой протест в людных местах. Очень часто малыш не слушается в магазине, что, безусловно, вызывает сильное раздражение родителей. Категорически нельзя в такой момент переходить на крик, ведь ваше чадо именно этого и добивается, чтобы привлечь к себе внимание. Также ни в коем случае нельзя угрожать ребенку тем, что вы не позволите ему, к примеру, вечером посмотреть его любимые мультики. Гораздо действеннее будет отвлечь внимание малыша, обратившись к нему с такой просьбой: «Помоги мне найти на полках магазина твой любимый йогурт».

Когда пытаясь приучить к домашней работе малыша 5 лет, вы постоянно встречаете его сопротивление, не следует раздражаться и переходить на упреки. И уж совсем глупо произносить в этом случае фразу типа: «Пока не уберешь игрушки, ужина не получишь». Доказано, что в таких случаях великолепно работает другая фраза: «Я прошу тебя собрать игрушки. Когда ты это сможешь сделать — до ужина или после?». Желательно обращаться с такой просьбой к малышу, приобняв его за плечи.

Очень часто малыш в 5 лет начинает капризничать без каких-либо объяснимых причин. Конечно, можно это объяснить плохим настроением и не замечать. Но при отсутствии внимания со стороны взрослых простое хныканье может превратиться в истерику, и чадо очень трудно будет успокоить. Угрозы со стороны взрослых, к примеру, выбросить игрушки или не пойти в зоопарк, также ни к чему хорошему не приведут. Лучше всего будет в такой момент отложить все дела, подойти к хныкающему малышу, обнять его и сказать: «Я бы тебя с удовольствием послушала, но, к сожалению, я могу понять только, когда ты говоришь нормальным голосом». После этого кроха в скором времени успокоится и можно будет поговорить на отвлеченные темы.

Вы приобрели море увлекательных красочных пособий для развития ребенка, купили дорогостоящие комплекты карточек, вооружились сборниками готовых занятий для проведения тематических недель, составили собственный план занятий для малыша, но ребенок не хочет заниматься , встречает все ваши предложения без энтузиазма, а ваш план в который раз остается только на бумаге. Что делать?

Что делать если ребенок не хочет заниматься

Планируйте с учетом особенностей детской психики

«Вот было бы здорово провести с утра все занятия:

  • почитать,
  • порисовать,
  • повторить цифры,
  • выполнить задания по подготовке руки к письму…».

И не мечтайте! Кроха еще не способен к слишком длительной концентрации внимания на выполнении однотипных заданий и не может часами сидеть за столом или заниматься одним видом деятельности. Выход есть – попробуйте чередовать разнохарактерные занятия – с утра ограничьтесь небольшим 10-15-минутным блоком усердных занятий, а потом уделите время или на прогулке. После перекуса вернитесь к спокойным играм или займитесь с ребенком творчеством и т.д.

Во время занятия внимательно наблюдайте за ребенком, и если заметили, что он стал отвлекаться, начал капризничать или баловаться, прекращайте занятие.

Качество имеет значение

К сожалению, сегодня покупка дидактических материалов и игрушек в магазине еще не является гарантией их качества. В тоже время игрушки и пособия, сделанные с учетом особенностей развития ребенка в раннем возрасте, скорее вызовут интерес крохи, чем сделанные на скорую руку тетрадки с заданиями или игрушки из некачественных материалов.

Не знаете, как выбирать качественные материалы для занятий с ребенком? Загляните или задайте вопрос в комментариях. Попробуйте – это не сложно, но, будьте уверены, и разрезные картинки, лото, лабиринты, шнуровки, игрушки с застежками, трафареты не останутся без внимания вашего малыша.

«Мы маленькие дети, нам хочется гулять!»

Откажитесь от идеи школьного «урока». Ребенка раннего возраста и дошколенка можно научить чему-либо только в игре. Помните об этом, когда подбираете материалы и задания для ваших игр. Используйте игровой контекст, позовите на помощь любимую игрушку малыша или придумайте сказку с игровыми заданиями.

Дело привычки

Наличие определенного места и времени для развивающих игр пойдет только на пользу регулярности ваших занятий. Если малыш:

  • может самостоятельно брать с полок игрушки и пособия,
  • у него есть удобный стол и стульчик для занятий творчеством,
  • есть, где развернуться во время игр с конструктором и кубиками,

он чаще будет сам инициировать такие занятия. А привычный режим дня, в котором есть время и для , и для знакомства с цифрами, и для танцев, и для , сделает естественным переход от одного вида игр к другому.

Похвалы много не бывает

Возможно, вы и сами не заметили, как когда-то слишком резко или критично высказались о работе своего малыша, одернули или, наоборот, поторопили его. Лучшее лекарство от «нелюбви к занятиям» по этой неприятной причине – похвала. Применять часто и в любых количествах, но только по поводу!

Не хвалите ребенка просто так — «молодец», «умница», малыш очень скоро почувствует, что за этими словами ничего не стоит. Постарайтесь найти какие-то конкретные вещи в процессе его работы или ее результате и упомяните о них. Например, вы можете выразить восхищение усидчивостью малыша, его настойчивостью, ровностью линий на его рисунке.

Маленький повторюшка

Самый простой, но от этого не менее действенный способ заинтересовать ребенка занятиями – начать делать его самой. Чуть преувеличенно заинтересованный вид, и через пару минут кроха захочет узнать, чем же вы так увлеклись, и постарается к вам присоединиться.

Если «ничего не помогает» и ребенок не хочет заниматься…

Бывает, что несмотря на всю вашу фантазию и старания, ребенка никак не удается заинтересовать той или иной игрой. Может быть, это занятие малышу не по возрасту, или он просто сейчас увлечен чем-то другим, или ему вообще не нравится такой тип заданий. Отложите это занятие, придумайте что-то соответствующее интересам и предпочтениям крохи и занимайтесь с удовольствием.

А знаете ли Вы, что на тренинге «Система развития ребенка дома от А до Я» я буквально за руку веду каждую участницу к результату? Вы просто не сможете не создать свою систему занятий с ребенком, которые будут не только увлекательными для ребенка и для вас, но и ориентированными на актуальные задачи его развития. Подробности

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://сайт), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

    Добрый день. Вышеприведенные рекомендации хороши для малышей. А что делать, если учиться не хочет первоклассник? Программа в школе просто ошеломляет- через 2 месяца после начала учебы дети должны писать прописными буквами целые предложения и решать примеры с переходом через десяток…. Поистине «нынче в школе первый класс вроде института…» Оценок не ставят, учительница говорит детям- домашнее задание кто хочет- делайте. кто не хочет- можете не делать. Угадайте, сколько желающих среди детей делать задание? В общем, родители в шоке, дети дома писать не хотят, в школе не успевают, учительница заставлять не разрешает. а уговорами не выходит. И что делать??? Ждать, пока ребенок останется на второй год? Хотя в 1 классе на второй год не оставляют, но тем не менее, за год накопится столько несделанного и непонятого, что ребенок второй класс может просто элементарно не потянуть. Что посоветуете?

    Спасибо за ответ. Но ситуация действительно меня очень беспокоит- у внучки вся тетрадь исписана красными пометками, последняя из которых»Безобразие!». Оценок им не ставят, но такая пометка равноценна двойке. Занималась я с ней с полутора лет. У меня огромное количество развивающих материалов. Заниматься со мной ей раньше очень нравилось. Мы играли и в школу (высаживая всех ее кукол на кровать и «вызывая» их к доске)и в «поиски клада», и в «восстановление волшебной книги заклинаний»- прописи…Были занятия и с карточками, разрезным материалом на память, внимание, логику, счет и др. Мы делали поделки из бумаги, пластилина, природного материала. Для того, чтобы она привыкала работать в группе детей, а не только со мной, три года водила ее в центр «Семья» дважды в неделю. Занятия там проходили без родителей, группа детей человек 7-10. Было по два занятия- музыка и лепка-конструирование. Потом они просто играли, там куча игрушек, большая комната, специально оборудованная для игр. Там ей тоже очень нравилось и вела она себя нормально. Хотя преподаватель большую часть работы делала за детей сама- давала уже вырезанные части, приклеивала, раскрашивала. Короче говоря, самостоятельности было мало, но моя цель была приучить работать в коллективе и с другой учительницей, т.к. в сад Оля не ходила никогда. Я сама по образованию учительница, 5 лет вела в школе химию, потом 5 лет работала воспитателем в садике, няней в семьях и, когда Оля родилась,мы решили не отдавать ее в сад. И ребенок практически не болел и в развитии она получила намного больше любого садовского ребенка. Она в 5 лет уже отлично читала, на уровне взрослого человека, предложениями, быстро, с интонациями, знала состав числа до 10, в уме решала примеры на сложение и вычитание в пределах 10. У нее хорошо работает память, внимание (когда она этого хочет и не отвлекается), она рисует целыми сюжетами, короче говоря, чужие люди сразу отмечают, что ребенок хорошо развит.Но прописным буквам я ее не учила, т.к. дочка воспротивилась, мол, не рекомендуют учить до школы. Моторика у нее хорошая. мышцы руки крепкие, рисовать она может часами и не уставать. Но рисует то, что ей интересно. Раскрашивает, правда, неаккуратно, старается быстрее-скорее, как я говорю- «метет веником». И бороться с этим бесполезно. Она очень подвижная, энергия просто бьет через край, поэтому долго сидеть на одном месте, особенно если ей неинтересно, она не может. В школе за ответы дают вырезанные из бумаги листики, 10 листиков меняют на маленькую наклейку со словом «молодец». Она говорит- «А мне не нужны ни листики, ни наклейки», У меня лучше есть. И действительно, я покупала наклейки с пятерками, пятерками с плюсом и мы после выполнения заданий клеили их внизу, обсуждая с ней, на что она сегодня наработала. В школе она часто просто не слушает учительницу, хотя сидит на первой парте. Темпы занятий, как я уже писала, просто поражают- дети через два месяца после начала занятий в прописях уже пишут предложения, тетрадь разлинована вообще без наклонных линий, тренировки в написании отдельных букв и цифр до этого практически не было- сразу пошли слоги- соединения, через неделю- целые слова и предложения. В букваре тоже отдельных букв не учили, уже на 40 странице пошли тексты. Ей-то читать нет проблем, но другие родители просто стонут, что дети не успевают. И с такой линией поведения учительницы и школьного психолога- «не заставлять, хочешь- делай, хочешь- нет» — дети просто категорически отказываются заниматься дома- «нам не задавали». А школьной тренировки просто элементарно не хватает, чтобы за 35 минут урока все понять и успеть. Это же дети, а не роботы.
    Так что, из приведенных Вами в статье рекомендаций я использовала практически все, но это было до школы. Да, это нам помогало, работало. Но что делать теперь- я просто не представляю. С Олей стала заниматься мама со времени начала учебы в школе. Но мама сидит на диване за спиной Оли, уткнувшись в компьютер и считает, что Оля должна все делать сама. А Оля, видимо, считает, что тяп-ляп- сойдет и так. Мама не требует качества выполнения работы, для ускорения процесса она просто сама пишет карандашом и Оля быстрее- скорее обводит буквы и цифры. В школе ей карандашом никто не пишет, буквы и цифры «пляшут», как хотят, половина пропущено того, что нужно было списать с доски… А потом появляются вот такие «оценки», что еще больше отбивает у нее желание писать. Вот такая ситуация и как ее исправить- я не знаю. Я три года веду занятия в интернете, высылаю готовые уроки и мамы просто в восторге от них. Дети их занимаются с удовольствием и с хорошими результатами. А с собственным ребенком справиться теперь не могу….
    Короче говоря

    1. Марина, Здравствуйте.
      Для того чтобы ребенок начал учить себя писать, нужна мотивация, так же как и для выполнения других заданий.(не знаю кругозор вашего ребенка) можно показать как красиво писала бабушка, или вы сами, какие -нибудь старинные открытки, можно рассказать, что даже мальчики писали девочкам стихи, а кто не умел скорее учился, чтобы понравиться девочке, а девочка должна уметь ответить, т.е. надо придумать мотив для учебы. В классе ей просто скучно и неинтересно, тем более, что вся наша педагогика вывернута с ног на голову, посмотрите хоть знаменитые ЗУНы — ведь все как раз наоборот. Время, когда было интересно писать, вы упустили, но не упустили время, когда надо читать, поэтому ей сейчас вдвойне скучно, у вас рос свободный ребенок, а вы вдруг втиснули его с систему, которая все еще изобретает велосипед, ведь ни задания,ни оценки ей действительно не нужны, сейчас многие переходят на домашнее обучение есть разные варианты., В 9 лет изменится в очередной раз взаимоотношения с окружающим миром, потом в 12, можно попробовать влиться в урочную систему. Только надо ли? Спросите у ребенка, в какой школе она стала бы учиться со старанием, это важно, и возможно подскажет вам мотив. То чему ее пытаются научить, она либо умеет, либо не видит в этом смысла, особенно много проблем я вижу в обучении математике, а письмо и чтение, просто идут с большим опозданием — центр чтения активируется в 4 года, ребенок может и хочет читать, а писать он пробует еще раньше, осваивая буквы. Что же вы хотите, чтобы она вместо необходимых мозгу и душе занятий и развития, начала заниматься тем, что давно заложено и переработано, да еще и проявлять усердие. Это проблема многих талантливых детей. а педагоги не знают, что им делать, хотя единственное решение — индивидуальные задания ПО УРОВНЮ ЕЕ развития. А в классе 20 детей и педагог просто не справляется.Поэтому многие пытаются или школы какие-то открывать или на самостоятельное обучение переходить, сразу освободится куча времени для жизни и развития по интересам (ведь дома можно не просто диктанты писать, а сочинять сказки, например.), можно успеть научиться музыке и танцам, плаванию и фехтованию, да вообще спросите у ребенка, что ей интересно, идите туда и работайте вместе с теми педагогами, которые ей нравятся, а те кого она не воспринимает, ничему ее не научат (дети ведь чувствуют и иногда наотрез отказываются даже идти к таким учителям). Поверьте, у них есть для этого основания. Они сейчас намного круче своих родителей…

      1. Светлана, спасибо за ответ. Домашнее обучение- это хороший вариант, но его используют очень немногие школы пока. А мы живем в поселке, на окраине Самары. Здесь домашнее обучение признается только по медицинским показаниям. В поселке четыре школы, наша считается почти лучшей. Мы к ней по прописке не относимся, выбрали именно потому. что она считается сильной. В классе не 20, а 32 человека, естественно, учительница просто не в состоянии уделить время каждому. Плюс она еще и завуч школы- там тоже нагрузка неслабая. Возить в школу куда-то в город у нас просто нет возможности. Она и так с трудом встает в 7 утра, в 8 уже уроки начинаются. Транспорт утром забит, так что, этот вариант отпадает. Насчет мотивации- где-то год назад я начинала заниматься с ней по прописям. Но это были прописи еще моего детства- в косую клеточку. Я купила ей книжку про злую волшебницу Злюню, как она заколдовала добрых феечек, это была ее любимая книга. На базе этой книги я придумала историю, что когда-то волшебная книга Злюни упала в лужу, все добрые заклинания смылись водой и нужно ей помочь снова написать эту книгу, чтобы она стала доброй. Месяца три это работало, она писала прописи. Но потом дочке кто-то сказал, что учителя не рекомендуют учить писать до школы, т.к. разное написание букв, приходится переучивать и т.д. И она стала запрещать нам писать эти прописи. Короче говоря, в последний год перед школой из-за отношения дочки наши с внучкой занятия практически прекратились. Хотя многому я ее успела научить раньше- читать, считать, логика, память и т.д. Дочка считает, что внучка должна быть «как все» и, мол, нечего делать из ребенка вундеркинда. Вундеркинда я и не стремилась делать, занимались тем, что ей нравилось. Но вот с письмом получилась такая ситуация. Да, ей неинтересно в школе, она не видит, ЗАЧЕМ нужно стремиться получать листики и наклейки, которые ей не нужны. Дочка считает, что не нужно акцентировать внимание на аккуратности написания букв- как смогла, так и написала. Но я знаю, что она может намного лучше, если постарается. А вот стараться-то как раз она и не хочет. Еще проблема- у них шестыми уроками идут кружки и классная сказала, что посещение желательно для всех детей. Кружок «Самоделкин» ведет женщина предпенсионного возраста, внучка ее просто терпеть не может, поэтому и не хочет ходить на ее уроки. А причина довольно глупая- учительница похожа на вахтершу, которая в начале сентября отругала Олю. Честно говоря, не по делу. Она не стала завтракать дома и я, проходя мимо школы, принесла ей ватрушку и сок. Вахтерша увидела и, когда я ушла, стала ругать ее, мол, нечего здесь кушать, крошки сорить, надо было дома кушать и т.д. Ну вот во что это вылилось- раз учительница похожа на вахтершу, то я ходить на уроки не буду. Как она выразилась:Я всем сердцем ненавижу этого Самоделкина». Я уговорила-таки один раз сходить на этот урок- может, тебе понравится. У нас была такая история с фитнесом- она категорически отказывалась на него оставаться, но раз пошла и понравилось. Ну вот, она пришла на урок и говорит- «А я не хочу делать этот цыеток»- делали что-то типа кувшинки. Я пришла за ней, смотрю, у других детей сделано, у нее ничего практически нет. Дома мы с ней сделали три разных варианта объемной кувшинки, ей очень понравилось, она даже сказала, «Я поняла, это- мой талант. Когда я вырасту- буду делать цветы». Одну из кувшинок она подарила классной руководительнице. Но пошла на следующего Самоделкина- и все началось сначала…. Я так понимаю, что учительница даже не пытается заинтересовать своим предметом, поделки скучные, детям неинтересно, а ей все равно- делают они или просто сидят. Но я же не могу сидеть у Оли под партой и заинтересовывать ее уроком. Вы правы- система образования не то что даже поставлена с ног на голову- это вообще просто тихий ужас, что сейчас творится с образованием. Вырастают абсолютно безграмотные люди, любой диплом покупается, многим специалистам — грош цена с такими дипломами. И о какой мотивации можно говорить, если дети, кто еле- еле переползал из класса в класс, но зато его родители имеют хорошие связи, получили хорошую работу и зарплату, а школьные отличники «без связей» торгуют в ларьках или выполняют какую-то подобную, совершенно неинтересную и неквалифицированную работу…У меня соседская девочка, которая, наверное, даже «жи-ши» с ошибками писала, в этом году поступила в московский институт. На платное отделение, конечно, но вот цена и сущность нашего образования. Так что, о какой мотивации к учебе можно говорить, когда вокруг такое творится?

Возрастной кризис – неотъемлемая часть взросления каждого ребенка. Постепенно развиваясь, малыш все больше знакомится с окружающим миром и его психическое восприятие меняется. Не стоит воспринимать кризис как нечто негативное. В психологии этот термин означает переход к чему-то новому, изменение понимания мира на более взрослое.

Уже давно выделено несколько этапов детских кризисов – одного года, трех лет, пяти лет, семи и, наконец, подростковый период. Все эти возрастные категории наиболее подвержены переменам в психике и каждый ребенок проходит через эти этапы по-разному. Задача родителей при этом – помогать ребенку преодолеть их.

Этапы психологического взросления

Самый ранний кризис у ребенка начинается в возрасте одного года. Именно в это время малыш начинает активно познавать мир. Он уже ползает, ходит и хочет изучить буквально каждый предмет. Ребенок пока не понимает того, что некоторые вещи могут быть опасны и не отличает их от других. Он бы с удовольствием играл с розеткой или горячим утюгом.

Родители должны быть максимально внимательны в этот период жизни ребенка. Не нужно физически наказывать его, поскольку малыш и так не понимает, почему вокруг столько ограничений. Спокойно подайте ребенку информацию в форме игры.

Самым лучшим вариантом для предотвращения интереса к опасным предметам будет не выпускать чадо из поля зрения.

В три года малыш уже начинает себя идентифицировать, понимать, что он отдельная, самостоятельная личность . Он хочет все делать сам, в том числе и взрослую работу. Не препятствуйте ему в этом, пусть ребенок немного побудет взрослым.

Попросите его помыть посуду, убрать игрушки. Дети этого возраста охотно и с радостью оказывают любую помощь. Старайтесь не накладывать много запретов, лучше предлагайте выбор, так ребенок почувствует, что ему доверяют.

Пять лет – этап очень сложный. Есть несколько возрастных особенностей такого периода:

  1. Подражание взрослым
  2. Управление эмоциональностью поведения
  3. Интерес к новым хобби и увлечениям
  4. Стремление к общению со сверстниками
  5. Быстрое формирование характера

Ребенок очень быстро развивается и часто ему бывает сложно с этим справиться.

Симптомы и причины кризиса

Резкая смена поведения малыша, его реакции на слова или поступки взрослых – это первый и самый явный признак перехода на новую ступень развития. В этом возрасте, наблюдая за родителями, ребенок хочет быть максимально на них похожим. Наверное, все помнят, как в детстве хотели быстрее повзрослеть. Но быстро повзрослеть не выходит, и ребенок начинает из-за этого нервничать и закрываться в себе.

Мозг малыша активно развивается, он уже знает, что такое фантазировать. Дети с удовольствием придумывают себе воображаемых друзей, сочиняют разные истории. Они успешно копируют манеру поведения мамы и папы, перекривляют их мимику, походку, речь. Возраст 5 лет характеризуется также любовью к подслушиваниям и подглядываниям, в ребенке растет любопытство по отношению к окружающему миру.

По наступлении кризиса ребенок замыкается, ему уже не очень хочется делиться с взрослыми своими успехами и неудачами. У малыша появляются разные страхи, начиная от боязни темноты и заканчивая смертью близких людей. В этот период дети крайне нервные и неуверенные в себе, они стесняются чужих людей, боятся начать общение с ними. Им все время кажется, что не понравятся взрослому. Иногда ребенок страшится самых обыденных вещей.

Поведение малыша меняется совершенно в противоположную сторону. Покладистый ранее ребенок становится неуправляемым, он не слушается, проявляет агрессию. Дети могут постоянно ныть, что-то требуя у родителей, плакать, закатывать неконтролируемые истерики . Раздражительность, злость очень быстро сменяют хорошее настроение. Переживая кризис, дети сильно утомляются и многие родители не знают, что делать, чтобы вернуть все на круги своя.

Можно понять родителей, впервые столкнувшихся с кризисом 5 лет у ребенка. Недоумение, даже страх – это основная эмоция поначалу. Однако взросление неизбежно, и часто родители, не понимая этого, считают, что ребенок просто манипулирует ими. Что же нужно делать, чтобы малыш с комфортом преодолел сложный этап?

Обеспечьте чаду спокойную обстановку. В семьях, где сами родители постоянно ругаются, ребенку будет морально тяжело справляться еще и со своими внутренними проблемами. Попытайтесь вывести его на разговор, понять, что не так, что его тревожит. Многие дети не сразу, но идут на контакт и начинают доверять родителям свои тайны и страхи. Продумайте, как успокоить ребенка и предложите совместное решение вопроса.

Несколько советов, как вести себя при истериках ребенка, дает доктор Комаровский:

Проявляйте к малышу внимание, всегда интересуйтесь им, его успехами. Привлекайте его к помощи по дому, разъясняя, почему важно, чтобы было чисто. Спокойное объяснение – это лучший способ дать понять ребенку, для чего нужны простейшие обязанности. Очень хороший результат дает рассказ о собственных удачах. Поделитесь ими с ребенком, можете также поведать и о своих страхах.

Пять лет – это уже не кроха, за которой нужно всюду следовать. Дайте малышу некоторую свободу действий, покажите ему, что он уже может быть самостоятельным. При необходимости общайтесь с ним как с взрослым, дети это очень ценят. Всегда поддерживайте его и не ругайте за ошибки. Взявшись за трудное дело и не справившись, малыш сам поймет, что зря не прислушался к совету.

Действия «под запретом»

Часто родители, столкнувшиеся с кризисом у ребенка, начинают мгновенно вводить массу табу и ограничений, кричать, расстраиваться, обижаться. Это делать ни в коем случае нельзя. Трудно в некоторых ситуациях сохранять самообладание, но взрослому это все же легче, чем ребенку, пока обладающему маленьким опытом. При правильной реакции взрослых на капризы и истерики кризис не затянется на долгое время.

Не нужно демонстрировать ребенку собственную агрессию и злость на его поступки, теряться и паниковать во время истерики. Реагируйте спокойно, сядьте и просто подождите, пока ребенок успокоится. Потеряв бурно настроенного зрителя, дети быстро приходят в себя. После этого можно вместе побеседовать и разобраться в причине капризов.

Помните, если вы будете вести себя также агрессивно, как и малыш, его поведение от этого только ухудшится.

Не контролируйте ребенка везде и всюду, постарайтесь пересилить себя и перестать его поучать. Хорошим вариантом будет вместе придумать обязанность, которая отныне будет исполняться только ребенком . Например, полить цветы. Поясните, что если их не поливать, они завянут. Покупка домашнего питомца – также огромный вклад в развитие самостоятельности у детей.

Поделиться: