Развитие речи в 1 год 6 месяцев. Речь ребенка в один год. Симптомы задержки речевого развития малыша

Наступает новый период в развитии речи ребёнка: «слова-фразы».

В возрасте 15-18-ти месяцев наступает новый период в развитии речи ребёнка: «слова-фразы» . Он знает уже некоторое количество слов, но еще не умеет их соединить так, чтобы получилось целое предложение.

Вот и получается, что каждое слово приобретает сложный смысл, указывающий на определённое желание, просьбу¸ требование или жалобу. Малыш говорит «фебе» с особенной интонацией, и только заботливая мама прекрасно понимает, что эти два слога означают «Мамочка, дай мне хлеба!»

Словарный запас расширяется

Если к полуторагодовалому возрасту ребёнок знает 15–20 слов, то к двум годам его лексикон расширяется приблизительно до 50-60-ти слов.

В этот же период он начинает складывать слова в первые короткие предложения: «Мама ушла», «Идем гулять», «Это кукла Маши». Маша, в данном случае, имя владелицы куклы, которая именно таким образом её называет.

Все дети в этом возрасте говорят о себе в третьем лице, поскольку осознание собственного «Я» ещё не сформировано: «Малыш», «Он», «Саша», то есть, так, как их называют окружающие.

Трудности коммуникации

Бывает, что у 18-20-ти месячного ребёнка внезапно происходят вспышки гнева, истерики, когда он произносит непонятные взрослым слова. У этих припадков ярости есть объяснение: малыш хочет что-то до вас донести, но у него не получается, не хватает слов.

У 1, 5-2-х летних детей наблюдается большой разрыв между тем, что малыш уже понимает и тем, что способен выразить при помощи речи. Часто такой разрыв становится ещё больше, поскольку дети не желают разговаривать. Они попросту молчат до определённого момента.

О таких детках родители обычно говорят: «Всё понимает, но сказать не может», и это действительно так. Вербальные возможности малыша ещё очень ограниченны, зато при необходимости он всегда найдёт иные средства, чтобы заставить взрослых понять себя.

Как развить речь?

С двухлетним ребёнком нужно проводить занятия по развитию активной речи. Конечно, это должно происходить в игровой форме.

  • показывайте малышу различные предметы, чётко произнося их название;
  • показывайте простые действия, называя их - так малыш узнает новые глаголы;
  • показывайте иллюстрации с изображением разных предметов и действий;
  • учите с ребёнком короткие стишки, народные потешки, пересказывайте их вместе;
  • малыши очень любят скороговорки. Выучите самые интересные и доступные из них и упражняйтесь вместе с крохой;
  • играйте в развивающие игры-задания: найди, принеси, спрячь.

Не забывайте о том, что, произнося слово-название, нужно проговаривать его медленно, выразительно, с паузами, соответствующими жестами, многократно.

Ваша задача - обеспечить правильное и, желательно, быстрое восприятие малышом речи окружающих.

Для полноценного развития речи недостаточно говорить с малышом о том, что он видит в данный момент. Нужно побуждать его вспомнить то, что он видел недавно. К примеру: «Помнишь ту собачку, которую мы видели на прогулке?» или «Какие ягодки мы собирали в саду?»

Подавайте пример правильной речи

Совершенствуйте пассивную речь ребёнка: обогащайте свой личный словарный запас, пользуйтесь всеми частями речи, говорите правильно, произносите каждый звук в словах чётко.

Расширять пользование речью - это значит, уметь правильно поставить вопрос и правильно на него ответить, уметь передать словами свои впечатления, эмоции.

Воспитывать в ребёнке навыки культурной речи - это означает говорить не спеша, негромко, не жестикулируя и не слишком артикулируя.

Тренировка голосового аппарата

Иногда малышу очень трудно воспроизвести отдельные звуки. Он присматривается к тому, как это делаете вы, старается, но это получается не сразу (особенно, если дело касается труднопроизносимых звуков).

  • чаще побуждайте ребёнка к чтению стихов, разговору;
  • показывайте предметы, в названиях которых встречаются «р», «ш», «ж» и другие труднопроизносимые звуки;
  • прослушивайте вместе детские диски и видеодиски с записями стихов, песен в исполнении профессиональных актёров и певцов;
  • важным аспектом в формировании речи является умение различать звуки, которое появляется не сразу, проходя несколько этапов формирования. К примеру, двухлетние дети не различают слова «мак» и «бак». Вообще все сходные по звучанию звуки они различают плохо: б-н, б-п, м-н, с-з.

Пальчиковые игры

Многие специалисты уверены, что на развитие речевых навыков детей большое влияние оказывает развитие рук, а особенно пальцев.

Таких игр - с веселыми песенками, стихами, инструментальным музыкальным сопровождением, существует очень много. Например, вот игра, которая не только способствует развитию мелкой моторики, но и учит малыша считать:

В маленьком домике пять этажей (гладим и массируем все пальчики по очереди)
Внизу живёт семейство ежей,
На втором этаже - семейство зайчат;
На третьем - семейка умных бельчат.
На четвёртом устроилась птица-синица,
На пятом - сова, очень важная птица.
Ну вот и пора нам обратно спуститься:
На 5-ом - сова, на 4-ом - синица,
Бельчатки на 3-ем, зайчатки - 2-ом,
На 1-ом ежи, мы к ним в гости идём.

Другие способы развития мелкой моторики - рисование пальчиковыми красками и лепка. Такие занятия развивают фантазию ребёнка, способности к творчеству и художественным способам самовыражения.

Позитивный настрой - главное условие занятий

И ещё одно важное условие: сохраняйте хорошее настроение во время игр и занятий с малышом. Хвалите кроху даже за самые незначительные успехи, никогда не принуждайте к тому, что ему не нравится и неинтересно.

И не сравнивайте его с другими детками, ведь каждый ребёнок начинает говорить в разное время. Кто-то переходит к предложениям уже к 18-ти месяцам¸ а есть молчуны, упорствующие до 3-х лет, а потом вдруг начинающие выдавать целые рассказы!

Просто занимайтесь, увеличивайте словарный запас малыша - это важно в любом случае.

Нравится

Для развития речи у детей возраст от 1 до 3 лет идеален – если не упустить момент, можно научить малыша говорить не просто внятно, но и правильно, используя достаточно сложные речевые обороты. Малыши впитывают все подобно губке, и если с ними не сюсюкать, коверкая слова, уже к 2,5 годам можно будет учить первые стихи, чтобы тренировать память. Ниже вы получите полную характеристику речевого развития ребенка 1-3 лет.

Нормы речевого развития у детей 1-3 лет

Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования.

Центральное звено всего аппарата речи - кора головного мозга, у правшей - преимущественно левого полушария, а у левшей - правого, где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и мышечного анализаторов.

У ребенка процесс развития речи разделен на три периода. Возраст от 1 года до 3-х лет относится к третьему периоду, когда малыш уже понимает обращенную к нему речь и выполняет простые поручения.

В 1 год речевое развитие позволяет ребенку подражать слогам, которых в его речи еще нет. Например, чтобы отработать словосочетание «ди», следует подобрать детские стишки или потешки, в которых слог «ди» находится под ударением и хорошо выделяется голосом: «Водичка, водичка, умой Тане личико!» или «Заинька, войди в сад, серенький, войди в сад!»

Повторяя за взрослым подобные строки, малыш легко научится произносить новые для него слоги и сочетания.

Когда ребенок замечает, что его первые попытки говорить обращают на себя внимание, он начинает осознавать, что каждая вещь имеет свое название.

Речевое развитие детей 1-2 лет совершенствуется, большинство малышей в этом возрасте начинают выговаривать отдельные слова: сначала это слова, обозначающие то, с чем они чаще всего имеют дело: названия игрушек, домашних животных, частей тела, слова «дай», «нельзя».

На этом этапе речевого развития у ребенка появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с указанием требования - назови! Он настойчиво перемещает пальчик с одного предмета на другой, ожидая определения этих предметов. Именно в этот период жизни закладывается пассивный словарь ребенка.

Малыш воспроизводит и употребляет облегченные слова «ав-ав», «би-би» и т. д. В 1,5 года дети, как правило, уже произносят около 40 слов, состоящих из 1-2-х слогов, различают основные цвета. В этом возрасте ребенок может не выговаривать многие звуки, но уже начать говорить длинными фразами.

Если развитие речи у детей 1-3 лет соответствует норме, то словарный запас должен достигать в среднем 300-400 слов. Ребенок понимает небольшой рассказ о событиях, знакомых ему по опыту. К этому возрасту малыши начинают строить предложения из двух слов: «Мама, киса», «Я - Катя», «Ем сам». Эти предложения похожи на телеграммы: состоят только из существительного и глагола или прилагательного, но слова стоят уже в правильном порядке, как в распространенном предложении.

Ребенок хочет и может выражать свои мысли. Ни в коем случае не надо повторять неправильно произнесенное слово. Стимулируя речевое развитие детей 1, 2 и 3 лет, следует повторять его слова, но в правильном варианте.

Например, ребенок кричит: «Там киса». Вы должны сказать: «Да, правильно, там бежит черная кошка». При таком общении развитие ребенка пойдет гораздо более быстрыми темпами. И никакого сюсюканья.

Развитие речи ребенка в 2-3 года во многом зависит от пола. Девочки, по статистике, начинают говорить раньше мальчиков. Видимо, это обусловлено их более пластичной нервной системой.

Взрослые, подстраиваясь под неумелый детский лепет, дают ребенку «хороший» пример, как надо неправильно разговаривать.

Все дети хотят научиться говорить, а обучаются этому лучше всего не через упражнения, а в веселой и занимательной игре. Они играют звуками, наслаждаются звукоподражанием, в дальнейшем проявляют удивительную изобретательность, образуя свои собственные слова, например «вертилятор» вместо «вентилятор».

Согласно нормам речевого развития, у детей 2-3 лет кроме обилия прилагательных появляются причастия, сложные предлоги «через», «вдоль», а также местоимения.

В этом возрасте малыш уже непременно говорит о себе в первом лице: «Я хочу гулять».

Речевое развитие в 2,5-3 года позволяет ребенку употреблять сложные предложения и вопросы «Когда?», «Почему?» Хорошо развитый ребенок уже может подбирать синонимы к словам (например, собака - пес, мишка - медвежонок и т. д.).

В возрасте 3-х лет часто врачи ставят диагноз «Задержка речевого развития». Если малыш не в состоянии построить простую фразу из 4-5 слов, в устной речи у него ошибки в употреблении предлогов, а составить даже самый коротенький рассказ по картинке он никак не может, следует обратиться к специалисту - логопеду. Главное, сделать это вовремя.

В возрасте 3-х лет речевое развитие заканчивается, а дальше уже начинается его совершенствование. Неполноценная речь задерживает умственное развитие ребенка, вредно отражается на его характере и поведении.

Основные этапы нормального речевого развития ребенка от 1 до 3 лет

Основные этапы нормального речевого развития ребенка от 1 до 3 лет представлены в таблице:

Возраст

Достижения

12-14 месяцев

Узнает показываемые предметы, понимает обращенную к нему речь

14-18 месяцев

Начинает говорить, узнавать предметы на сюжетных картинках

18-20 месяцев

Наступает первый период вопросов «Что это?» Активный словарь насчитывает около 30 слов

В речи малыша появляются наречия и глаго­лы, слова уже складываются в небольшие предложения

2 года 4 месяца

Ребенок усваивает первые грамматические формы, выстраивает фразы с придаточными предложениями, придумывает маленькие рассказы на тему «Что я видел во дворе»

2 года 6 месяцев

В речи малыша появляются причастия, союзы и местоимения, ребенок уже рассказы­вает любимые стихи, но не более 4-х строчек

Как развивать речь ребенка в 1,2 и 3 года: занятия для речевого развития

Всех без исключения родителей интересует, как развивать речь ребенка в 1-3 года. Очень полезно рассказывать что-то малышу и одновременно мастерить что-нибудь (вырезать, клеить, раскрашивать). Дело в том, что участки головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речевые навыки, расположены рядом, поэтому в раннем возрасте развитие ловкости рук непосредственно влияет и на формирование речи, и на общее интеллектуальное развитие. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Вот какие занятия для речевого развитие детей 1, 2 и 3 лет следует проводить ежедневно:

  • развивать различные подражательные движения («Как собачка бегает?», «Как зайка прыгает?»);
  • приучать выполнять различные действия, движения по словесному предложению;
  • научить ребенка внимательно наблюдать за действиями взрослого и воспроизводить их;
  • В процессе того как развивать речь ребенка в 1, 2 и 3 года, нужно обучать проделывать с предметами и сюжетными игрушками разнообразные целевые действия (в первом полугодии 2-го года жизни - закрывать и открывать, снимать и надевать, во втором полугодии - наливать жидкость, насыпать песок в просторную посуду и т. д.). Сюжетная игра на 2-м году жизни только зарождается (ребенок воспроизводит отдельные действия водителя, продавца и т. д.);
  • развивать умение доводить до конца освоенное действие (например, собирать всю пирамидку);
  • использовать занятия с предметами при выполнении упражнений для развития речи у детей 1-3 лет (называть предметы, их свойства, действия с ними).

Как ещё развить речь ребенку в год и старше? Очень важно петь малышу колыбельные песенки, рассказывать сказки, чтобы ребенок на слух воспринимал новые слова и предложения.

Все действия - купание, переодевание, кормление - сопровождайте беседой. Например, «Я сейчас посмотрю, что тебе не нравится, и почему ты плачешь», «Малыш, я уже иду, мы сейчас с тобой будем переодеваться». При этом голос должен быть ласковым, а речь спокойной, неторопливой. Важно, чтобы малыш видел движения губ. Особенно тщательно следует произносить звуки «о», «и», «е».

Родителям нужно знать, что ребенок в возрасте 1-2-х лет одинаково подражает хорошему и плохому: красивому, четкому произношению и исковерканным словам. Понятно, что от того, как говорят окружающие малыша люди, будет зависеть его собственная речь. Взрослым надо говорить четко, неторопливо и глядя на ребенка - такую речь малыш воспримет с удовольствием.

Правильным воспитанием и уходом можно предотвратить расстройства речи, если они не являются результатом тяжелых заболеваний головного мозга.

В процессе того как развивать речь детей 2-3 лет, можно вести дневник, в который записывать все слова и слоги, произносимые ребенком в разном возрасте. В случае любых нарушений эти сведения очень помогут врачу-логопеду или невропатологу оказать помощь вашему малышу. Бывают случаи, когда говорить нормально ребенку мешают врожденные дефекты - строение челюстей, языка, неба и т. д.

Родителям надо при любых подозрениях показать ребенка специалисту, чтобы вовремя предотвратить возможные нежелательные нарушения нормального развития речи.

Статья прочитана 7 528 раз(a).

Развитие речи у ребенка идет сначала медленно, но постепенно наращивает обороты. Вот уже малышу исполняется год, и он с каждым днем изучает и осваивает все больше новых слов. Затем составляет из них словосочетания, связные предложения, вполне осмысленно разговаривает. Но чтобы наконец-то поговорить со своим ребенком, нужно помочь ему изучить буквы, произношение звуков, дать понимание смысла слов.

Что речь дает ребенку

  • Речь помогает наладить контакт ребенка и взрослых, которые рядом с ним.
  • С ее помощью ребенок узнает, как называются вещи и предметы, его окружающие.
  • Помогает передавать впечатления и эмоции детей.
  • Полезна для развития мышления.
  • Закрепляет житейский опыт ребенка.
  • Развивает воображение и память.
  • Представляет собой полезные методы и приемы для развития творческих навыков.

Какая бывает речь

Речь бывает пассивная и активная. Пассивная - это процесс понимания ребенком того, что ему говорят. А активная — когда говорит сам. Конечно, прежде всего появляется пассивная речь, а вслед за ней приходит и активная. Чтобы ребенок быстрее перешел от пассивной речи к активной, необходимо соблюдение трех условий:

  • Теплое и эмоционально насыщенное постоянное общение с взрослыми людьми. Поэтому, когда вы ласково обращаетесь к младенцу, который еще не ходит, называя его разными милыми словечками, вы не просто выражаете переполняющие вас нежные эмоции, но и еще подготавливаете ребенка к речевой деятельности.
  • Присутствие в жизни ребенка постоянных разговоров и правильной речи. Больше общайтесь с малышом. Можно включать ему также сказки и песенки в записях. Эти приемы направлены на то, чтобы побудить его произносить звуки самому, чтобы он начал повторять их и копировать.
  • Начало развития самостоятельной предметной деятельности ребенка. Предметная деятельность детей - это, конечно, игра. Именно во время игр можно показать ему, как что называется и для чего предназначено. Повторив это несколько раз и закрепив в памяти, ребенок уже сам начинает называть свои игрушки, пусть пока еще и не совсем правильно.

Характеристика речевого развития

До 1,5 лет у ребенка идет активное развитие освоения связей между предметами, вещами и их наименованиями. Он слышит, как родители называют предметы в разговоре и запоминает эту информацию. Его мозг в активной деятельности и работает без устали, устанавливая причинно-следственные связи между определенным звуком и конкретным предметом. Именно между годом и тремя в мозг ребенка закладывается основа речевой функции. В этот период он получает те навыки, которые в будущем позволят ему полноценно освоить все приемы правильной речи.

Эти связи закрепляются на подкорке малыша не сразу. Какое-то время, пока ему еще нет полутора лет, он может путать слова и их значение. Например, при слове лошадка вполне может показать на жирафа и делать тому подобные ошибки. В этом причин для паники нет. Ребенок обязательно научится, нужно только немного подождать.

Чем старше ребенок, тем более активной становится его деятельность и тем больше он хочет общаться. Любопытство не дает ему покоя, он все старается разузнать у родителей. Это признак нормального развития, поэтому родителям надо терпеливо и неустанно объяснять ребенку - что, зачем и почему и как называется. Эти методы развития посредством бытового общения - самые доступные и действенные.

Осмысленно говорить среднестатистический ребенок начинает с двух лет. В это время с ним уже можно вести диалог. Но если ребенок в два года еще говорит плохо, это совсем не повод расстраиваться. Все дети индивидуальны, и речь может появится позднее, зато после этого развитие пойдет очень быстрыми темпами.

Признаки нормального речевого развития у детей в 1-3 года

Конечно, всем мамам хочется, чтобы их ребенок заговорил поскорее, погромче и попонятнее. Однако, все дети разные. Рассмотрим основные нормы речевого развития детей.

  • В конце первого года своей жизни малыш вполне осмыслено произносит порядка пяти-десяти простейших слов, вроде «баба, мама, папа, биби» и т. п. Не произносит фраз и предложений, обходится в своей речи пока только простыми звукоподражательными словами. В один год он еще не может вам ответить на вопрос правильно и четко, но зато вполне может показать жестами или каким-то действием.
  • Имеет пока скудный словарный запас, употребляет одни и те же слова в своей речи в разных значениях. Например, словом мама он зовет маму, ищет ее, призывает на помощь и выражает еще множество других своих намерений, желаний и действий. Такие же методы применяются и ко всем остальным словам.
  • После года ребенок может похвастаться первыми словами в своем лексиконе. Обнаруживает, что все, что он видит, имеет определенное название. Это понимание служит качественным скачком развития. Теперь малыш не успокоится, пока не узнает, как называются все предметы, его окружающие.
  • От года до трех ребенок - замечательный ученик. Он внимательно наблюдает за взрослыми, старается повторять их слова и действия, копирует все, что видит и к чему прикасается. Эти методы он использует неосознанно, интуитивно. В этом возрасте его память способна вмещать огромное количество новой информации и усваивать ее. Поэтому так важно не упустить момент и постараться заложить в это время полезные навыки и умения, основы правильной речи.
  • Малыш уже способен понять и выполнить небольшое поручение взрослого. Например, найти на картинке определенные предмет, принести мячик и т. д. Используйте эти приемы, гуляя и играя с малышом. Ребенок после полутора лет начинает узнавать в незнакомой обстановке знакомые предметы. Например, в мебельном магазине он увидел диван и опознал его, на улице увидел кошку и т. д.
  • К двум годам большинство детей вполне уже понимает многие запретительно-разрешительные обобщенные абстрактные слова, которые не обозначают никаких предметов или вещей. Это, например, такие слова, как «можно/нельзя» или «хорошо/плохо» и т. п. И у родителей появляются отличные методы воздействия на ребенка с помощью слов.
  • Ко второму году уже понимает много слов и знает названия почти всех предметов, которые его окружают, пусть если даже еще и не может многие из них произнести самостоятельно.
  • Ко второму году происходит всплеск активной реализации словарного запаса в речи. Любые примитивные слоги вроде ба-ба, ма-ма и т. д. — для малышей это целые слова, и он учится постепенно из отдельных слогов составлять слова. С двух лет ребенок использует свою речь по прямому назначению — как способ активной коммуникации с окружающими людьми.
  • После двух лет слова ребенка становятся более сложными по составу, он складывает их уже в отдельные фразы, затем — в предложения. Процесс развития усложняется и убыстряется.
  • От 2 до 3 лет большинство детей уже может объединить предметы по их функциональным признакам. Например показать на кухне все предметы, из которых можно пить — чашку, стакан, и т д. Такие приемы хорошо использовать, общаясь ежедневно со своим малышом.
  • Ко второму году его активной речевой деятельности идет подражание целым фразам. Пусть они еще не совсем хорошо получаются, но главное — что он пытается. Таким образом малыш расширяет словарный запас и примерно в полтора года может похвастать где-то тридцатью словами в своем лексиконе.
  • В два года словарный запас у детей обычно насчитывает уже около 200-400 простых слов. Конечно, не все они еще произносятся правильно. Малыш часто смягчает звуки, а некоторые, например, «р» и вовсе пока не может произнести, заменяя в своей речи сложные звуки другими.
  • К трем годам он должен четко и правильно выговаривать все гласные звуки и простые согласные.

Есть одна особенность - ребенок в этом возрасте выполняет поручения взрослого, только если его попросили ласково. В приказном порядке малыш ничего делать не будет. Поэтому, чтобы речь ребенка имела естественно быстрое развитие, старайтесь общаться с ним спокойно, ласковым тоном.

Стадии речевого развития

  • К году - 5-10 слов. После года примерно до года и трех месяцев ребенок очень много лепечет и это - признак активной речевой деятельности. Такой забавный лепет может быть и весьма эмоциональным, сопровождаться жизнерадостными возгласами.
  • Полтора года - 30 слов. После полутора лет лепет сокращается, развитие речи идет в сторону замены его более четкими и осмысленно произнесенными словами и словосочетаниями.
  • Два года - 300 слов. К двум годам малыш уже может произнести несколько вполне связных коротких фраз. В это возрасте ребенок начинает задавать много вопросов. Этот период «активной почемучки» продлится у него примерно два-три года.
  • К третьему году словарный запас активной речи у ребенка - от восьмисот до полутора тысяч слов.

Когда развивается речь ребенка

Рассмотрим, при каких ситуациях и жизненных моментах речь ребенка развивается особенно активно:

  • Во время ходьбы.
  • Когда малыш двигается, находится в процессе активной игры.
  • Когда сильно заинтересовался чем-то.
  • При внезапном и неожиданном появлении предмета в его поле зрения.

Можно использовать эти ситуации как методы развития словарного запаса малыша и его речевых навыков.

Особенности

  • Для маленьких детей не важно произношение звуков. Они произносят слова, так насколько позволяет им их речевой аппарат, то есть пока невнятно. Но в первых словах и фразах для ребенка важнее всего их смысл и осознание, что он что-то произнес — и мама его поняла. Таким образом процесс начинает ему нравиться.
  • Дети развиваются по разному, поэтому, когда еще ребенку мало лет, стоит переживать, только если ребенок совсем не пытается начинать говорить.

Как развивать речь - приемы

Самые лучшие методы речевого развития детей обязательно включают общение со взрослыми. Если рядом все время находится мама или бабушка, которые постоянно разговаривают, что-то рассказывают, показывают, поют песенки и потешки , ребенок обязательно заговорит как положено, и его речевое развитие будет нормальным.

  • От 2-х до 3-х лет ребенок уже способен заметить неправильное произношение отдельных слов в речи своих ровесников. После этого он начинают контролировать и собственное произношение, старается его совершенствовать по мере своих сил и способностей - так идет развитие правильного произношения. В этом возрасте особенно полезно разговаривать с ребенком, обсуждая какие-либо предметы, давая им оценки или характеристику, описывать их свойства. Эти методы и приемы рекомендуется активно использовать в повседневной жизни.
  • С 2-х лет с ребенком можно заниматься по картинкам. В этом возрасте он уже знает практически все предметы мебели в квартире, свои игрушки и т. д. Пора показывать ему, что в мире много других предметов, вещей, животных, растений, которых он пока еще в реальной жизни не видел. Знакомить с этими предметами его лучше по красочным, ярким книжкам. Так малышу будет интересно, и обучение пойдет быстрыми темпами.
  • Обучая ребенка речи, нужно показывать, например, на картинку с кошкой и спрашивать - где у нее глазки, носик и т. д. Пусть ребенок все это показывает. Если ошибается, обязательно поправьте и покажите, как правильно. Можно показать и на ребенке, где у него самого находятся эти ушки/носик/глазки.
  • Общаясь с ребенком 1-3 лет, произносите слова и фразы правильно, не подстраиваясь под речь малыша. Не нужно коверкать звуки и слова. Малыш должен четко усвоить, каким должно быть правильное произношение в активной речи.
  • Если малыш ошибается, произнося то или иное слово, поправляйте его и показывайте, как правильно. Пусть попробует снова произнести, но уже правильно. Хвалите, если у него получилось. Но и не ругайте, если пока не выходит. Чем чаще он будет правильно произносить слова или хотя бы пытаться это сделать, тем быстрее в его памяти закрепится это навык - это непрерывный процесс. Используйте эти приемы как основу.
  • К 3-м годам малыш уже вполне в состоянии достаточно связно рассказать о себе, описать происходящие события простым языком, назвать большинство окружающих его предметов правильно. В этом возрасте у него велика потребность в общении. Поэтому, постоянно разговаривая с ним, вы закрепляете и усиливаете развитие его речевых навыков.
  • К трем годам, хоть ребенок и имеет уже достаточно обширный словарный запас, произношение еще «хромает» Многие звуки он смягчает, упускает, поэтому речь пока «детская» Особенно трудно поддаются произношению звуки л, р, некоторые шипящие типа «ж». Трудные звуки малыш или коверкает или предусмотрительно упускает. Не забываете поправлять и показывать, как правильно произносить слова.


Приемы:

  • Используйте книги. Покупайте большие красивые книжки с цветными красочным иллюстрациями и с самых маленьких лет показывайте малышу все, что нарисовано на картинках.
  • В комнате ребенка полезно развесить по стенам плакаты и картинки например, с алфавитом, в забавном стиле с картинками, с надписями и т д. Он будет видеть эти картинки перед глазами и волей-неволей запомнит их. Причем, процесс запоминания и развития пройдет без его явных усилий.
  • Самый лучший способ развить речь детей - без устали с ними разговаривать. Никакие книги и картинки не заменят живое общение. Хотя бы потому, что в этом случае ребенок слышит живую речь и пытается ее воспроизвести. Поэтому рассказывайте, разговаривайте, пойте, декламируйте. Все в ваших руках. И малыш обязательно овладеет речевым навыком.
  • Не сюсюкайте и не смягчайте свою речь. Это только замедлит процесс речевого развития малыша.
  • Давайте малышу от года до двух лет слушать звучание разных предметов — колокольчика, бубенчика, других музыкальных инструментов, а затем называйте их.
  • Побуждайте его произносить слова. Например, спросите, где тут на картинке нарисована машинка.
  • Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Делайте ее вместе — пусть малыш повторяет движения ваших губ и языка. Помогайте ему, если не получается. Логопеды советуют делать ее ежедневно по 3-4 раза. Каждый такой «гимнастический процесс должен длиться от 3-х до 5 минут.
  • Говорите с ребенком с первых лет медленно, ясно, четко и выразительно. Так процесс запоминания становится более осознанным.
  • Не ждите слишком многого от ребенка, не опережайте события. Если у подруги сын уже разговаривает вовсю, а ваш, хоть ему и ровесник, но только произносит отдельные слоги, не волнуйтесь. Вполне возможно, что ваш, научившись говорить, обгонит ребенка подруги по всем показателям. Больше занимайтесь и общайтесь с ним.

Старайтесь воспитывать ребенка, побуждая его к какому-то действию. Например, говорить: « принеси, подай, скажи что это» и т. д. Такие методы развития речи помогают быстрее закрепить следственные связи в мозгу, что чашка — это вот этот предмет, а кукла — вот этот. Все психологи советуют для того чтобы ребенок быстро и прочно овладел знанием о чем либо, нужно на первых порах вызывать у него двигательные рефлексы по направлению к этому предмету. Например, сказать «сядь на стульчик» — он научится понимать, что такое стульчик и т. д. Эти педагогические методы обязательно должны присутствовать в вашем воспитательном процессе.

Важность мелкой моторики

Этот фактор — основной двигатель речевого развития. Приемы:

  • Покупайте игрушки с мелкими сыпучими наполнителями, давайте в руки игрушки с мелкими деталями. Только будьте осторожны, чтобы у ребенка не было возможности засунуть эту мелкую деталь в рот и проглотить.
  • Для развития мелкой моторики совсем маленькому ребенку полезно делать массаж ладошки пальчиком.
  • Покупайте игрушки с текстурной обивкой - пупырчатые, шероховатые и т. п. Прикасаясь к ним, малыш получает своеобразный массаж определенных точек на ладонях, что развивает его речь.
  • Следует больше времени уделять лепке, как замечательному способу развития мелкой моторики. Также при этом развивается и ловкость пальчиков.

Первое слово ребенка — это всегда маленький семейный праздник. Радуются мамы и папы, бабушки и дедушки. Ведь все они неплохо постарались, чтобы их обожаемый малыш заговорил. После произнесения первых слов развитие речи малыша понесется как снежный ком с горы — ударными темпами.

Перечень навыков и умений, которые осваивает ребенок в возрасте 1-3 лет, весьма обширен. Родителям предстоит помочь малышу научиться переворачиваться, ползать и ходить, держать ложку, манипулировать игрушками и, конечно, разговаривать.

Почему развитие навыков речи так важно для малыша?

Своевременное овладение речевыми навыками очень важно для развития ребенка в целом. Речь способствует совершенствованию мыслительной деятельности малыша, расширяет его возможности в познании мира, положительно влияет на психическое состояние ребенка, играет важную роль в регуляции поведения крохи.

Кроме того, в достаточном объеме развитая речь делает успешными акты коммуникации между ребенком и любым близким взрослым и уменьшает риск агрессивных реакций малыша на непонимание со стороны взрослых.

Многие родители полагают, что этот навык сформируется сам собой и никаких дополнительных усилий прилагать не нужно. Однако это мнение ошибочно. Развивать речь ребенка - задача мамы и папы, которые должны в первую очередь постоянно разговаривать с ним уже с младенческого возраста.

Кроме того, родителям важно постоянно инициировать коммуникативные ситуации. Если не заниматься с малышом родной речью, как минимум он заговорит довольно поздно, а в худшем случае можно упустить неврологические проблемы и задержку развития.

Какие стадии развития речи проходит ребенок с рождения?

От первых звуков до первых слов малыша путь не близкий и не легкий. Крохе вместе с родителями предстоит многое освоить. В речевом развитии ребенка можно выделить шесть основных вех:

Крик

Это средство коммуникации доступно малышу с рождения на рефлекторном уровне. Когда ребенок чувствует дискомфорт, вызванный голодом, болевыми ощущениями, мокрой пеленкой или еще чем-то, он кричит, выражая свое неудовольствие.

Со временем мама может заметить, что кроха может кричать не только по нужде, но и просто для того, чтоб позвать ее. Ребенок подает голос, затем делает паузу, ожидая, придет ли кто-то на его зов. Если же никто не спешит к малышу, он начинает кричать громче.

Причем крики младенца месяцев трех от роду уже различаются интонационно и по громкости, а значит и содержательно, так что наблюдательные родители уже могут понять по звучанию, что именно хочет сообщить малыш.

Гуление

Это следующая веха речевого развития. Звуки, произносимые малышом в этот период (приблизительно с 2-3 до 5-7 месяцев), разнообразны: это и гласные, и согласные, которые кроха будто бы пропевает: «ааа», «гыыы», «агу», «гуу».

Особенно активно ребенок гулит в присутствии близких, когда с ним играют или разговаривают.

Хорошо, если мама не постесняется повторять звуки, которые произносит малыш, ведь тогда он, пытаясь повторять за ней, освоит их еще лучше. Чем старше становится кроха, тем более длинную цепочку доступных его артикуляционному аппарату звуков он может прогулить.

Лепет

Следующая после гуления стадия развития речи малыша - лепетание. Теперь кроха пробует на вкус слоги: «ма», «ба», «па» и т. д. Вначале он произносит эти звукосочетания однократно, а запомнив, как это делать и что из этого получается, старается произнести несколько одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «ту-ту». Это ответственный шаг на пути к освоению слов.

Первые слова

первые слова ребенок обычно произносит в возрасте 11-12 месяцев. Активно продолжая лепетать, кроха может заметить, что из знакомых ему маленьких сочетаний звуков складываются более длинные, на которые к тому же очень радостно реагирует семья: «ма-ма», «па-па», «ба-ба».

На этом этапе речевого развития очень важно как можно активнее включиться взрослым, «накидывая» малышу множество коротких слов, смысл которых будет ему понятен. Хорошо запоминаются звукоподражания: «ав-ав», «бух», «бам», «ко-ко», «би-би» и другие.

Кроме того, полезно комментировать свои действия и действия малыша, больше читать вслух и тренировать мышцы щек и губ у ребенка при помощи разнообразных упражнений:

  • артикуляционная гимнастика,
  • игра на дудке и губной гармошке,
  • выдуваний мыльных пузырей,
  • даже сдувание парашютиков одуванчика.

Таким образом речевой аппарат крохи будет подготавливаться к следующему этапу - активному говорению.

Освоение более сложных слов и увеличение словарного запаса

Освоение слов взрослого лексикона - еще один шаг на пути к полноценной речи. Наступает период активнейшего расширения словарного запаса, и для развития речи крохи родителям важно употреблять в общении с ребенком слова разных частей речи:

  • существительные,
  • глаголы,
  • прилагательные.

Кроха узнает все больше и больше разнообразных предметов и действий и начинает называть их своими именами, пусть даже иногда искаженными: «ляляка» (неваляшка), «ампка» (лампочка), «бабака» (собака).

Важно не ругать малыша, если ему не удается правильно произнести слово, а повторять его снова и снова в верном варианте. Постепенно кроха справится с артикуляционными премудростями и сможет говорить достаточно чисто, но сначала он попробует складывать несколько слов вместе.

Складывание слов во фразы

Соединение слов в короткие фразы, а затем в длинные, как правило, доступны ребенку ближе к двум годам. В этот период ребенок составляет простые фразы типа «ляля спит», «собака идет».

Если на предыдущих этапах речевого развития малыш слышал достаточно слов, обозначающих не только предметы, но и действия и основные признаки, ему будет легко соединить знакомые слова в понятные фразы, осмысливая разнообразные ситуации.

Как развивать речь малыша в домашних условиях?

Ребенок начинает выражать свои эмоции и желания уже с первых дней, в том числе с помощью вербальных средств. Поэтому и развивать речевые навыки следует как можно раньше. Конечно, это не означает, что через месяц ребенок будет рассказывать наизусть Барто, занятия будут иметь накопительный эффект.

С рождения до полугода

Итак, малыш поселяется в доме. Родители и кроха продолжают недавно начавшееся знакомство друг с другом, подыскивают удобный режим дня, привыкают к изменениям. Одно из таких изменений - комментирование своих действий.

Словесный контакт с ребенком

Конечно, ни один взрослый человек просто так в здравом уме этого делать не будет. Однако для родителей младенца это абсолютно нормально и даже необходимо: «Кто это у нас проснулся? Это Ксюшенька проснулась! Сейчас мы с Ксюшей будем умываться, вот так, сначала помоем правый глазик, теперь левый», и все в таком духе.

Обратите внимание, что уже с самого раннего возраста разговаривать с ребенком нужно хотя и ласково, но не коверкая слова, четко проговаривая их, не сюсюкая. Это даст малышу возможность запоминать лексические единицы в правильном виде.

Развивающие песенки и потешки

Прекрасно, если в арсенале мамы есть несколько стишков-потешек и песенок: ритмичные сочетания слов заинтересуют малыша, их звучание полезно для развития у ребенка речи, чувства ритма, слуха.

Очень хороший эффект показывает чтение потешек во время ежедневных ритуалов: массаж, купание, игры. Для каждого вида деятельности - свой стишок, своя лексическая группа, свои интонации. Со временем малыш будет узнавать и сами процедуры, и слова, которые им соответствуют.

Похвала и поддержка

Если вы заметили, что ребенок проявляет речевую инициативу, пытается произносить новые звуки, обязательно поддержите его в этом нелегком деле. Повторите звук сами, похвалите малыша, помогите крохе произнести новый звук еще раз.

Артикуляционная гимнастика

С началом гуления можно в форме игры выполнять с малышом артикуляционную гимнастику. Взрослый может надуть щеки, высунуть язык, облизать губы и побудить ребенка повторять за ним.

А если еще и улыбаться между скорчиванием рожиц, кроха поймет, что это действительно веселая игра, и захочет сам попробовать сделать так же смешно.

С 6 месяцев до года

Поддержание речевого диалога, игры

И в этот период не следует оставлять постоянное комментирование своих действий и действий малыша, а также повторение стишков во время ежедневных процедур. Также важно своевременно реагировать на все звуки и слоги, которые произносит ребенок, отвечая на них короткой фразой и формируя таким образом диалог.

Хороши для детей в этом возрасте известные игры «Сорока», «Ладушки» - и моторика, и координация, и речь развиваются сразу. Без игры в прятки с неизменным «ку-ку» тоже не обойтись.

Звукоподражание

Также можно начинать знакомить малыша с животными, предлагая ему по одной-две игрушки, рассказывая о той или иной зверюшке и произнося звук, который для нее характерен: «Катя, посмотри, какая киска. Киска красивая, беленькая. Киска говорит: «мяу-мяу!».

Важно каждый раз, показывая игрушку, проговаривать примерно одно и то же, пока ребенок не начнет узнавать ее и показывать по соответствующей просьбе («Покажи киску. Где же киска? Вот киска: «мяу-мяу»). Звукоподражания дети запоминают охотно и легко.

С года до двух лет

Если речевым развитием малыша родители занимаются тщательно, то в период с 15 до 18 месяцев должен произойти скачок, когда немалая часть заботливо формируемого взрослыми словарного запаса ребенка переходит из пассивного состояния в активное.

Иначе говоря, кроха начинает пользоваться словами, называя ими определенные предметы, действия, обозначая ситуации. Однако в ожидании этого момента, как и после него, важно не прекращать занятия, направленные на освоение речевого навыка.

Повторение звуков и слов

Продолжая взаимодействие с игрушками (вспомним нашу киску «мяу-мяу»), следует вводить новый в ситуацию новый элемент - побуждать ребенка проговаривать звук, который говорит животное.

Если малыш с первого раза не ответил на вопрос, взрослый делает это сам: «Как говорит киска? Киска говорит «мяу». Ксюша, скажи, как говорит киска?». Это способствует выведению слов из пассивного словаря в активный, помогает малышу начать использовать на практике знания.

Рассматривание книжек и стихов, их обсуждение

Это действительно целое поле для развития и речи, и других интеллектуальных способностей: можно и читать, и рассматривать изображения, обсуждать, называть предметы, цвета, искать на картинке что-либо и т. д.

Важно делать все это взрослому и ребенку вместе, и не единожды, а повторяя изо дня в день. Читать нужно обязательно с выражением, на разные голоса и с разной интонацией, как того требует текст. Монотонное чтение кроху не заинтересует, и занятие не принесет ни удовольствия, ни пользы.

Вербальное участие в диалоге со взрослыми

Необходимо запомнить: возраст от 1,5 до 2 лет уже предполагает участие ребенка в диалоге вербально. Если раньше достаточно было того, что на вопрос «Где?» кроха показывал искомый предмет, то сейчас вопросы и задания должны предполагать простой словесный ответ: «Что делает слоник?», «Как лает собачка?», «Кто пришел?», «Давай позовем папу. Как позовем папу?».

Договаривание стихов

После полутора лет ребенок способен справиться и с таким интересным и не слишком простым заданием, как договаривание стишков. Те стихи, которые вы уже изучили с малышом путем многократного повторения, уже наверняка хорошо впечатались ему в память.

При чтении попробуйте не договорить последнее слово строфы и попросите кроху закончить стишок, при этом можно беззвучно произнести слово, активно шевеля губами, чтоб ребенок понял, что от него хотят.

Подобное чтение стихотворений может стать одним из любимых ваших совместных занятий. Со временем можно будет побуждать малыша договаривать слово в каждой строке, а вскоре кроха удивит взрослых и целиком рассказанным стишком.

Расширение словарного запаса, построение фраз

Как и в предыдущие периоды, взрослым важно комментировать всё и вся - дома, на прогулке, во время игры, продолжая развивать словарный запас ребенка и давать ему пример правильного построения фраз.

Это даст крохе возможность к 20 месяцам строить фразы из 2-3 слов. А чтобы речевые возможности ребенка воплощались на практике, не забывайте создавать такие ситуации, в которых умения маленького человечка проявятся. Иначе говоря - задавайте вопросы, на которые ребенок в 2 года в состоянии ответить.

С 2 до 3 лет

В этот период речевое развитие ребенка идет в трех направлениях:

  1. Продолжает увеличиваться словарный и понятийный запас.
  2. Проявляются попытки строить более сложные фразы (из двух частей: «Мишка спит, а зайка гуляет», с подчинительными союзами «потому что», «когда» и другими).
  3. «Чистится» звучание речи: выправляются шипящие, свистящие звуки, невыговариваемая «р» и прочие недочеты (для этого хорошо подходят скороговорки).

Вопрос-ответ

Практически беспрерывное комментирование можно заменить ответами на вопросы малыша. Скорее всего, их будет довольно много, поэтому молчать родителям по-прежнему не придется. Главное - отвечать доступным для ребенка языком и без перегрузки лишней информацией.

Игрушечные спектакли и постановки

В этом возрасте малышам будет интересно поучаствовать в игрушечном спектакле. Можно разыграть небольшую ситуацию, героями которой будут любимые персонажи ребенка.

Иными словами, это уже сюжетная игра, предполагающая и реальную, и речевую ситуацию. К примеру, можно предложить покормить кукол обедом, комментируя «Давай расставим посудку. Кому чашку? А эту? Какого цвета кружечка? Кто будет кушать?»

Такая игра будет развивать мыслительные способности ребенка и побуждать его использовать соответствующие ситуации слова.

Специальные упражнения и приемы для развития речевой активности детей

Разумеется, все детки разные и не все они как по команде начинают произносить первые слова к году, а фразы строить чуть старше полутора.

В силах родителей помогать малышам развивать речь, и, помимо описанных выше общих правил есть также специальные приемы, провоцирующие ребенка на участие в диалоге тем или иным способом:

Искусственное непонимание (провокация)

Если ребенок уже в том возрасте, когда он может назвать игрушки, но не делает этого по каким-либо личным «убеждениям» и лишь командным писком велит маме дать ту или иную вещь, мама может притвориться, что не понимает: «Я не могу понять, что ты хочешь? Машинку? Куклу? Мяч?»

Как правило, дети легко поддаются этой уловке и либо в конце концов называют желанный предмет, либо хотя бы утвердительно реагируют на какое-либо слово в процессе перечисления.

Ситуация выбора

Собираясь на прогулку или усаживая вашего малыша обедать, интересуйтесь: «Наденешь белую кофточку или красную?», «Что будем пить, сок или молочко?», побуждая кроху обдумывать ответ и выражать его в словесной форме.

Игры для развития моторики

Игры с природным материалом и любым другим, способствующим развитию мелкой моторики, тоже развивают речевые навыки у детей. Ряд специалистов утверждает, что подобные занятия напрямую влияют на улучшение их способностей.

Побуждение к иному способу выражения мысли

Не стоит увлекаться лишь одной стороной развития, то есть речью. Ребенку должны быть доступны различные способы восприятия окружающего мира и выражения своих мыслей по этому поводу.

Жесты и мимика, рисование и аппликация, конструирование - все это позволяет малышу выразить свое представление о том или ином событии, предмете, явлении, развивая в то же время его сенсорные способности. А уж словом сопроводить действие получится без труда.

Развитие речи у ребенка раннего возраста - дело непростое. Однако, если правильно организовать занятия, постепенно они крепко войдут в жизнь семьи и будут казаться неотъемлемой частью повседневных дел и уж тем более не будут доставлять дискомфорт.

Помните, что если малыш в плохом настроении или не хочет прямо сейчас посвятить время развитию речи, настаивать не стоит. Ну а если кроха готов к активному познанию мира через речь - говорите, пойте, читайте вместе с ним, повторяйте столько раз, сколько попросит, и вскоре услышите первые стихи в исполнении вашего двух-трехлетки.

Речь ребёнка - показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи – важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов , включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей - всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения - мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи - эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени - всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. . Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок - важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков - важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Как развивать речь ребенка

Развивая речь ребенка важно учесть его возрастные особенности, а также индивидуальные психологические факторы, которые оказывают на него влияние.

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже - будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей - поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут - это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут - вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Ежедневные простые упражнения помогут ребенку активно развивать речевые навыки. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день.

  1. Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» - всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.
  2. Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
  3. Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят - наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице - «гулять».
  4. Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки - это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость - она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее - нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить - подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
  5. Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
  6. Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Игры для развития навыка говорения

Используйте логопедические упражнения и игры, направленные на формирование речевых навыков.

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

  • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать - «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал - повторял звуки и слоги.
  • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
  • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент - он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя - подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом - лучший способ понять своё дитя.

Поделиться: