Как называются узбекские платья? Узбекские национальные платья: фото. Традиционная узбекская одежда Узбекские летние платья

Традиционные национальные узбекские костюмы не только отражают специфику народа, но и тесно связаны с историей, культурой и традициями. Он сочетает в себе не только общие черты, которые характерны для восточных народов, но и свои индивидуальные особенности. Сейчас редко, где встретишь человека, который в повседневной жизни носит национальный костюм. За частую их надевают только на национальные мероприятия и торжества. Они очень яркие, красивые, удобные. В сельской местности они до сих служит частью повседневной и нарядной одежды.

Одежда наших предков определялась климатическими условиями, укладом жизни и родоплеменными традициями. Еще с древности женская одежда шилась с целью скрыть её фигуру от посторонних глаз. Крой был простой. Зачастую одежду просто сшивали из прямых кусков ткани. И она мало чем отличалась от мужской рубахи. Уже позже на женском платье появилась кокетка и манжеты. По такому же принципу шились и штаны. Использовали шёлк. Традиционно женщины надевали длинные и широкие платья, штаны-шаровары, зауженные к низу, на голову — платок (часто надевают 2 платка, один покрывает голову, второй подвязывали вокруг лба, тем самым придерживая первый платок), либо тюбитейка.

Узбекский народ всегда любил дорогие ткани.

В праздничных нарядах используется парча, бархат, золотые нити. В торжественные и праздничные дни женщина могла сразу надеть несколько нарядов, с различной длиной рукава, чтобы была видна красивая вышивка. Узоры никогда не были случайными. По ним можно определить статус человека. Повторяющиеся геометрические узоры — это своего рода оберег. Немало важную роль играл и цвет. Ведь цветовая палитра говорила о тонком вкусе и о положении в обществе. Зелёные оттенки использовались ремесленниками и крестьянами. Голубые и фиолетовые наряды носили женщины, чьи мужья занимали высокие должности. Чёрный и тёмно-синий из-за суеверия никогда не носили ни в одном регионе.

Главное женской обувью были туфли без задника (ичиги).

Женская одежда отличалась изяществом и красотой. И обязательным дополнением к наряду, были золотые или серебряные украшения.

Мужской национальный костюм состоит из чапана (стёганный халат), рубахи (куйлак), поясной платок (кийикча), тюбитейки, широкие шаровары, сужающиеся к низу (иштон), на ноги надеваются сапоги из выделенной тонкой кожи.

Главная деталь в национальной одежде — головной убор — тюбитейка. Её носят все, кроме пожилых женщин. Изначально женщины носили паранджу. Позднее ее сменили платки и тюбитейки.

Традиционная тюбитейка конусообразная и четырехгранная. Чёрного цвета с белой узорчатой вышивкой в виде четырех «перчиков» и 16 небольших арочек.

В праздничных тюбитейках преобладают красочные вышивки и узоры.

Детский национальный костюм схож с мужским и женским. На головной убор цепляется оберег, который должен уберечь от дурного глаза.

Красота Востока всегда привлекала внимание. Шелковые ткани, национальные узоры очень популярны. И поэтому именитые дизайнеры используют восточные мотивы в своих коллекциях.

Хотя за многие века национальный костюм видоизменился. Но он до сих пор сохранил свое богатство культурных традиций.

Практически каждая нация на нашей планете может похвастаться своими собственными атрибутами. В их число всегда входили национальные одеяния, стиль которых зависел от географического расположения страны, экономической составляющей и пр. Спустя столетия национальный костюм претерпевает изменения, но общие черты остаются неизменными. Так, одними из самых красочных и ярких нарядов в мире являются узбекские платья. Их невозможно перепутать с другим национальным нарядом, поскольку имеются определенные элементы, которые носят исключительно женщины и девушки Узбекистана.

Отличительные черты

Примечательно, что узбекский национальный костюм удивительным образом сочетает в себе черты всех восточных нарядов и в то же время имеет свои уникальные особенности. Несмотря на то, что со временем узбекские платья видоизменились, они и в современном виде сохранили богатство культурного наследия восточных народов и следы исторического прошлого, которое уходит своими корнями в глубокую древность.

Самой основной особенностью национального узбекского костюма является прекрасная вышивка золотом. Конечно же, такие наряды носили не простолюдины, а представители богатого сословия и правители. Последние дарили подобные костюмы приближенным лицам и получали в ответ такие же подарки.

Для вышивки брались такие материалы, как бархат и шелк. В тематике узоров преобладали растительные мотивы и очень редко - геометрические орнаменты. С помощью вышивки женщины декорировали не только узбекские платья, но и обувь, головные уборы и другие элементы одеяния.

Цветовая гамма и материалы

Известно, что в каждом регионе Узбекистана свои цветовые предпочтения относительно одежды. Но общее для всех граждан одно - узбеки «не уважают» темные оттенки в одеянии, поскольку есть такое поверье, что темный костюм способен принести в дом беду. По цветовым решениям наряда женщины люди могли судить о положении в обществе ее мужа. Состоятельные мужчины приобретали для своих жен одежды фиолетового или голубого цвета, а жены ремесленников одевались в узбекские платья зеленых тонов.

Национальные костюмы отличаются тем, что их шьют из дорогих тканей: вельвета, бархата, шелка, атласа и пр. Эти материалы всегда считались благородными, и они были особо любимы богатыми представителями страны. В основе одежды заложены прямые вырезки ткани, которые в наиболее «глухих» поселках даже не вырезали ножницами, а отрывали по прямой нити.

Традиционный женский наряд

Национальная одежда для представительниц прекрасного пола в Узбекистане включает платье, шаровары, халат, обувь и головной убор. К этому всему добавляются еще украшения из золота и серебра. По традиции узбекские дамы надевают серьги под названием «кашгар-болдак», а также серьги-куполки, а шею украшают ожерельем из монет или коралловыми бусами. С давних времен красавицы также использовали налобные украшения для создания полноценного образа.

Женская одежда

Самый главный элемент в дамском наряде - это узбекское платье, выкройка которого и ее варианты размещены сегодня на многих веб-сайтах. Такое платье имеет название «куйлак» и по своему виду напоминает современную тунику с длинным рукавом и длиной в пол. Лишь в начале прошлого века в фасон платья стали добавлять разнообразие. Так, на рукавах появились манжеты, а воротник выполнялся в виде стоечки.

Также обязательным элементом женской одежды являются шаровары, которые даже девочки надевают с раннего детства. Они достаточно широкие вверху и постепенно сужаются к низу, где декорируются тесьмой и кисточками.

Верхняя одежда для женщин и девушек имеет больше вариаций, нежели мужская. Барышни могут носить халат, похожий на мужской чапан, длинный и приталенный румчу. А в некоторых регионах Узбекистана надевают мурсак, который имеет общие черты с халатом и туникой. По крою мурсак шьют с запахом и на теплой подкладке для холодной погоды.

Около двух столетий тому назад в женскую моду вошли приталенные халаты, рукава которых сделали укороченными и зауженными. А позднее популярностью начали пользоваться так называемые безрукавки (или нимча).

В роли головного убора выступает платок, а зачастую даже два: одним завязывают лоб, а другой используется для покрытия всей головы.

Национальный костюм для мужчин

Если традиционно женщины носили узбекские платья со штанами, то у мужчин - это рубахи и тоже штаны. Сапоги выполнялись из натуральной кожи, а на голову надевали тюбетейку или чалму. По-другому мужская рубашка называется «куйлак», и ранее ее длина достигала колен и ниже. Сейчас фасон изменился, и рубашки шьют значительно короче. Горловина выполнялась в двух вариациях. Первый вариант имел вертикальный разрез, к которому притачивали ворот, а во втором - в зоне воротника делали горизонтальный разрез, доходивший до плеч.

Штаны изготавливали достаточно просто, без дополнительных украшений и декоров. По длине они были до щиколоток и напоминали шаровары.

Отдельно стоит отметить мужской халат, который по своему крою одинаков для всех, независимо от возраста и статуса. В разное время года надевают соответствующие халаты: летом носят тонкие летние, осенью - с подкладкой, а в зимний период не обойтись без теплых ватных халатов. В каждом варианте имеются небольшие разрезики по бокам, чтобы одежда не стесняла движения. Подпоясывались специальным поясом или кушаком, в качестве которого выступал хлопковый или шелковый платок. Декором выступает яркая тесьма или материя других оттенков, а в качестве застежек - завязки.

Головным убором сейчас у узбеков является хлопчатобумажная тюбетейка, выполненная в темно-зеленом, синем или черном цвете.

Современные тенденции

Последнее время современных модниц интересуют платья из узбекского атласа или шелка. А ведь не зря именно эти ткани пользуются популярностью, ведь издревле узбекские женщины шили свои наряды исключительно из натуральных материалов. Атлас в данном случае выгоден тем, что он придает шик наряду и в то же время прекрасно держит форму, а натуральный шелк не вызывает кожных раздражений.

Кроме того, в моду входят национальные узбекские платья, фасоны которых говорят о скромности и благородности их владелиц. Также сейчас в Узбекистане модно надевать национальные наряды на свадебное торжество.


Для построения основного чертежа выкройки узбекского платья даны следующие мерки (в см):

  • длина изделия - 115
  • окружность шеи - 18
  • окружность груди - 48
  • глубина проймы - 19
  • ширина спинки - 18
  • длина спинки до талии - 40
  • длина полочки до талии - 44
  • длина рукава - 60
  • ширина рукава - 42
  • высота оката рукава - 15
Примечания: 1. Ширина рукава платья указана полностью, так как рукав вычерчивается в развернутом виде. 2. Мерки длины спинки и переда (полочки) до талии используем лишь при построении глубины проймы полочки и при конструировании жилета, так как в узбекском платье линия талии не обозначается .

Построить прямой угол с вершиной в точке А.

Длина изделия . От точки А вниз отложить длину изделия по мерке - 115 см и поставить точку Н (рис. 354).

Глубина проймы . От точки А вниз отложить по мерке глубину проймы - 19 см и отметить точку Г.

Ширина плана чертежа выкройки . Из точек А, Г и Н вправо провести горизонтальные линии, на которых отложить ширину изделия, то есть мерку окружности груди плюс 4 см на свободное облегание (48 + 4 = 52 см), и поставить точки А1, Г1 и Н1 которые соединить прямой.


Спинка . Ширина спинки . От точек А и Г отложить мерку ширины спинки плюс 1 см (на свободное облегание), то есть 18 + 1 = 19 см, поставить точки С и С1 и соединить их прямой.

Ширина проймы . Для построения проймы платья надо на линии ГГ1 (в дальнейшем эту линию будем называть линией окружности груди) и на линии окружности шеи (точки А и А1) отложить одну четвертую окружности груди 12 см. (48: 4 = 12 см), поставить точки Е и В и соединить эти точки прямой линией. Затем от точек С1 и В отложить вниз 2 см, обозначить точки С2 и В1 и соединить их прямой линией.

Росток спинки . От точки А вправо отложить одну треть окружности шеи - 6 см (18: 3 = 6 см) и поставить точку Р. От точки Р вверх отложить 2 см (одну треть ширины ростка - 6: 3 = 2 см) и обозначить точку Р1. Точки А и Р1 соединить плавной кривой линией - получим росток спинки.

Скос плеча спинки . Скос плеча спинки зависит от высоты плеча. Если плечи нормальной высоты, то для скоса следует взять 2 см, при высоких плечах берем 1 см, при низких - 3 см. В наших чертежах, рассчитанных на пропорционально-сложенную фигуру, скос плеча спинки составляет 2 см.

От точки С вниз отложить 2 см и обозначить точку П, которую соединить с точкой Р1 прямой линией, затем эту линию от точки П удлинить на 1 см (1 см - для посадки плеча спинки, что обеспечивает свободу движений) и поставить точку П1.

Пройма спинки . Для построения проймы спинки от точки С2 вправо отложить 3 см (одну четвертую от ширины проймы) и обозначить точку Г2, от которой опустить вниз прямую. Место пересечения ее с линией низа НН1 обозначить точкой Н2.

Чтобы построить пройму спинки, надо наметить несколько вспомогательных точек: от точки С1 вверх отложить 6 см (для всех размеров) и обозначить точку С3. Провести биссектрису угла С2 в 2,5 см и поставить точку О. Затем плавной кривой соединить точки П1, С3, О и Г2 - получим пройму спинки (рис. 354).

Перед . Ввиду того, что чертеж переда (полочки) платья тесно увязан со спинкой конструктивными линиями, его следует вычертить на одном плане.

Глубина проймы полочки . От точек А1 и Е вверх отложить разницу между длиной спинки и полочки платья, в данном примере 4 см (44 - 40 = 4 см), обозначить точки Е1 и Б и соединить их прямой.

Горловина полочки . От точки Б влево отложить по горизонтали 6 см (одну треть окружности шеи: 18: 3 = 6 см) и поставить точку Б1. От точки Б вниз отложить 8 см (одну треть окружности шеи плюс 2 см для всех размеров - 18: 3 = 6 + 2 = 8 см) и поставить точку Б2. Точки Б1 и Б2 соединить плавной кривой линией.

Плечо полочки . От точки П на пройме спинки отложить вниз 4 см и поставить точку П2, затем точки Б1 и П2 соединить прямой линией. От точки Б по линии плеча отложить мерку ширины плеча спинки минус 1 см (1 см прибавили к плечу спинки для посадки на свободу движений), в данном примере: 15 - 1 = 14 см и обозначить точку П3.

Вспомогательные точки для построения проймы полочки . От точки В вверх отложить 4 см (для всех размеров) и обозначить точку В2. Из точки В1 провести биссектрису угла в 2 см и поставить точку О1. Линию В1С2 разделить пополам и на середине поставить точку В3. Плавной кривой соединить точки П3, В2 О1, В3, Г2 - получим пройму полочки.

Построение чертежа выкройки рукава платья


Для построения основного чертежа выкройки рукава платья (рис 355) даны следующие мерки (в см):
  • длина рукава - 60
  • ширина рукава - 42
  • высота оката рукава - 15
Примечание . Длина рукава определяется по мерке, ширина рукава составляет две трети окружности груди плюс 10 см (для всех размеров), в данном примере: 48: 3 = 16 х 2 = 32 + 10 = 42 см, высота оката рукава равна одной четвёртой окружности груди плюс 3 см (для всех размеров), в данном примере: 48: 4 = 12 + 3 = 15 см .

Чтобы построить план чертежа выкройки рукава, надо определить центр рукава, для этого провести вертикальную линию, равную длине рукава по мерке и отметить точки О и Н.

От точки О вниз отложить по мерке высоту оката рукава - 15 см и обозначить точку П, от которой вправо и влево провести горизонтальные линии, равные каждая 21 см и отметить точки П1 и П2.

По линии низа рукава из точки Н провести влево и вправо по 21 см, обозначить точки Н1 и Н2, затем соединить их прямой линией с точками П1 и П2 - получим ширину рукава.

Окат рукава . Отрезки ПП1 и ПП2 разделить каждый пополам и посередине поставить точки П3 и П4, от которых вверх провести вертикальные линии, равные по длине мерке оката рукава - 15 см и отметить точки О1 и О2. Точки О1, О и О2 соединить прямой.

От точки О1 вниз отложить половину высоты оката рукава плюс 1,5 см (для всех размеров), в данном примере: 15: 2 = 7,5 + 1,5 = 9 см и поставить точку О3 - получим переднюю половинку оката рукава.

От точки О2 вниз отложить одну треть высоты оката рукава 5 см (в данном примере: 15: 3 = 5 см) и обозначить точку О4 - получим заднюю половинку оката рукава.

Точки П1, О3, О, О4 и П2 соединить плавной кривой линией, как показано на рис. 355.

Нижний контур рукава вычерчивается таким образом: отрезок Н1Н разделить пополам и отметить точку Н3. От точки Н3 вверх отложить 2 см, поставить точку Н4. Затем разделить пополам отрезок НН2 и на середине обозначить точку Н5. От точки Н5 отложить вниз 2 см и поставить точку Н6.

Точки Н1, Н4, Н, Н6 и Н2 соединить плавной кривой линией.

По одежде и стилю человека можно узнать, откуда он родом, сколько ему лет, а также к какому классу относится. Стоит отметить, что национальный узбекский костюм может многое рассказать о своем владельце, ведь в узорах многочисленных вышивок зашифрованы целые послания. Он очень яркий, красивый, удобный, а главное, является значимой частью богатых культурных традиций. В национальных костюмах наглядно отражен образ жизни народа.

Конечно же, в нынешнее время практически не встретишь человека в его национальной одежде, но на традиционные узбекские праздники это обязательное правило. Стоит отметить, что в некоторых небольших селах остались жители, которые носят национальные наряды как по праздникам, так и в повседневной жизни.

Узбекские национальные платья

Итак, если мы говорим о женском национальном узбекском костюме, то он состоит из двух основных элементов, а именно шароваров и платья из хан-атласа, которое имеет туникообразный крой. Однако это еще не все. У женщин есть такой обязательный атрибут как головной убор. Он представлен в виде трех основных элементов:

  • тюрбана;
  • тюбетейки;
  • платка.

Украшения для узбекских женщин являются очень важными. Так, к национальному наряду принято носить золотые или серебряные аксессуары в виде цепочек, колец, сережек. Фасоны узбекских платьев построены таким образом, чтобы прибавлять прекрасной леди женственности и утонченности. Узбекские платья со штанами и другими принадлежностями составляют единое целое, и прекрасно обрамляют женское тело.

Современные узбекские платья

На сегодняшний день модные узбекские платья имеют свободный фасон, с собранными на спине и груди кокетками, вшивными рукавами и . Тем не менее, немаловажное внимание уделяется современным элегантным платьям усовершенствованного и более приталенного покроя. Также вместо чапана, женщины носят элегантные джемперы, жакеты или легкое пальто. Узбекские вечерние платья в большей степени отшиваются из модных тканей в современном европейском стиле. Что касается национальных нарядов, то они даже сейчас остаются скромными, со всеми элементами и атрибутами узбекской культуры. Их принято носить на праздничные мероприятия.

Поделиться: